search
main
0

Подробный конспект – это ежовые рукавицы,. или Как выступить с блеском на всероссийском конкурсе

​Важная часть любого педагогического очного конкурса – учебная. Конкурс «Воспитатель года» всегда школа – и для участников, и для сопровождающих, и для зрителей, которые смотрят в прямой трансляции мастер-классы и другие испытания. Даже если строгие наставники – члены жюри не хвалят и не делают замечания индивидуально, во время конкурса обязательно наступает время «разбора полетов» и советов. Имена эксперты деликатно не называют, да и зачем? Совершенно не важно, кто допустил конкретную ошибку, важно понять, что было сделано не так в конкурсные дни и над чем стоит работать нынешним и, главное, будущим конкурсантам. Слово – руководителям и членам всех групп жюри V Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2014».

Нина ФЕДИНА, проректор по научной работе Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина Липецкой области, руководитель жюри 1‑й группы:- Пару слов скажу о мероприятии «Интернет-ресурс» первого, заочного тура. Редко о нем говорим. Уровень интернет-представительств потихонечку растет, хотя мы отдаем себе отчет, что вам помогают и технические специалисты, и работники детского сада. Поэтому, конечно, этот заочный конкурс мы оцениваем достаточно лояльно. Но на что хотелось бы обратить внимание. Требование номер один – страничка участника должна быть на официальном сайте дошкольной образовательной организации. А официальный сайт дошкольной организации должен иметь свою отдельную страничку. Очень часто мы, вводя адрес, попадаем на огромный портал, где представлена масса организаций. И не можем найти ни сам детский сад, ни тем более в этом детском саду страничку участника. Сложность поиска значительно снижает баллы, которые вы могли бы получить. Второе – следите, пожалуйста, за тем, сколь свежа ваша информация. Она зачастую бывает устаревшей и по терминологии, и по содержанию. Все-таки есть уже Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, есть программы, переработанные в соответствии с этим стандартом. Нам, конечно, хотелось бы видеть современный уровень дошкольного образования. Важно также логично структурировать ваш сайт. Мы смотрим на то, как вы распределяете материал на страничке, как располагаете. По структуре сайта мы понимаем в том числе, как структурируется ваше осмысление деятельности воспитателя.Первое мероприятие второго, очного тура – «Творческая презентация». Здесь были разножанровые, разноплановые выступления, очень интересные для нас. Мы не предъявляем никаких требований к тому, что это должно быть. Лекция? Пожалуйста, читайте лекцию, но так, чтобы это было увлекательно. Личный опыт? Пожалуйста, представляйте опыт. Даже ударяйтесь иногда в науку, это тоже хорошо. Есть такой критерий – «Теоретическая обоснованность материалов». Но вы должны помнить, что это ваша первая заявка на победу в конкурсе, первое впечатление, которое вы очно производите на жюри. Поэтому, конечно, вы должны четко ответить на вопрос: «С чем я иду не конкурс?» То, с чем вы идете, – это конкурсная или хорошая, добротная, но повседневная работа? Есть ли в этом ваше авторство, элемент новизны, та изюминка, которой вы собрались удивлять Россию? Не жюри, а Россию, чтобы она потом могла перенимать и воспроизводить ваш опыт.«Педагогическое мероприятие с детьми» для жюри – самое значимое испытание. Все это прекрасно понимают, и никто не ставит низких баллов.Молодцы все те, кто ушел от традиционных конспектов. Правы те, кто не пишет подробно от начала до конца, от «Здравствуйте, дети!» до «До свидания, дети!». Почему это очень важно? Почему должен быть только план? Потому что расписанный до слова конспект держит вас в ежовых рукавицах. Любая нестандартная ситуация, любая неожиданность со стороны детей… Вы не можете использовать ее себе на пользу. Вы продолжаете идти за конспектом. Если в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования говорится об учете потребностей, интересов детей, то у нас иногда получается учет интересов, потребностей написанного конспекта. И мы в первую очередь идем за конспектом, а не за тем, что образовательная ситуация нам диктует.Хотелось бы отметить состав нашей группы. Тонкие, чудесные, нежные, светящиеся, абсолютно прозрачные люди, такие позитивные! Дети просто липли ко всем воспитателям. Какие бы промахи вы ни делали, интерес детей к вам – это самая большая ценность. И за это мы прощали вам многие ошибки.Ирина БУРЛАКОВА, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета, руководитель жюри 2‑й группы:- В нашей группе члены жюри не отметили ту проблему, которая возникала в первой. Хоть и были подробные планы, почти конспекты, педагоги замечательно справлялись с нештатными ситуациями. Единственное, с чем согласились все члены жюри: конкурсанты стремятся показать за 20 минут все, что они умеют. Поэтому страдает мероприятие и времени, отведенного на него, не всегда хватает. Бывает очень обидно за конкурсанта. На будущее – лучше показать фрагмент, но так, как вы умеете, и этого будет более чем достаточно.Наша команда участников тоже была удивительная. Все шли ровно, все были хороши в работе с детьми, и это безумно затрудняло работу экспертов. Было радостно, что у детей глаза горели, и у самих участников, и у жюри тоже. Большое спасибо детским садам Москвы, потому что они всем очень помогали.Тамара ЕРОФЕЕВА, профессор кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета, руководитель 3‑й группы жюри:- Очень хотелось бы, чтобы наши конкурсанты, готовясь к испытаниям, внимательнее изучали Порядок проведения конкурса. Тогда вы поймете, с каких позиций жюри обязано оценивать выступления участников.Есть там очень важный критерий – как педагог умеет поддержать инициативу детей. Не всегда мы видели, что вы поддерживали эту инициативу. Еще критерий – как педагог может организовать партнерскую деятельность, сотрудничество. Почти в каждом мероприятии были запланированы фрагменты такой деятельности, казалось бы, галочку можно поставить. Но этого сотрудничества не получилось. А ведь достаточно было подсказать детям, задать вопрос – и они сами бы стали взаимодействовать.Наверное, конкурс – это лакмусовая бумажка тех проблем, которые сейчас есть в нашем образовании. Даже если мы отходим от авторитарного стиля, поддержать инициативу детей, направить их на сотрудничество, создать ситуацию, когда они могут сотрудничать, пока не всегда получается. Над этим надо работать.Что касается содержания тех мероприятий, которые вы показываете, для нас, жюри, важно, в чем новизна вашего опыта. Конечно, трудно в дошкольной педагогике придумать что-то новое после Ушинского, Песталоцци. Тем не менее у вас наверняка есть какая-то изюминка. Вы можете дать маленькие фрагменты абсолютно оригинального подхода. Это мы сегодня увидели у некоторых наших конкурсантов. Именно тогда увидели, когда они не замахивались на большое, а показали маленький фрагмент. И это было абсолютно новым, оригинальным.В ваших презентациях, интернет-ресурсах мы видели много интересного. Но иногда читаешь стихи и не понимаешь – кто автор? Надо указывать. Если это ваше – без ложной скромности скажите об этом. Не хотите ставить свою фамилию, напишите: «Стихи автора».Наша группа показала срез того, что сейчас происходит в дошкольном образовании. И главное качество, которое мы сегодня увидели у наших конкурсантов, несмотря на то что были какие-то погрешности, которые рождались от волнения, от недоработки материала, – все педагоги спокойно реагировали на детей, даже если ребята готовы были стоять на ушах. Педагоги с достоинством воспринимали детские выпады. Например, ребенок хочет уйти в сторону от темы, воспитатель ему говорит: «Да, замечательно, хорошо, правильно, а давайте вернемся к тому, о чем мы говорили…» Очень все было деликатно, тактично. Мне кажется, самое главное достоинство дошкольного педагога – когда он действует не по готовому сценарию, а может идти от детей, реагировать на возникающие ситуации и использовать эти ситуации во благо. Участники нашей группы показали, что дошкольное образование в надежных руках.Ольга МЕЛЬНИКОВА, заведующая кафедрой педагогики и методики Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук, руководитель 4‑й группы жюри:- Уровень участников нашей группы был очень сильный.Несколько общих замечаний. Уважаемые коллеги, старайтесь формулировать меньше задач в рамках одного занятия. Слишком многого мы хотим от детей за короткий отрезок времени.Надо бережнее быть с тем, что мы обещаем детям в игровой, воображаемой ситуации. Мы закрываем глаза и придумываем что-то, что обязательно должно сбыться. А на самом деле знаем, что это не может сбыться.Далее. Если вы знакомите детей с новыми понятиями и словами, попробуйте пойти от детского восприятия. Пусть ребята сами вам объяснят, что значит конкретное слово. Если понятен его состав, становится понятно, что оно означает. Например, «Кто такой коробейник?» – спрашивает педагог, а в руках держит коробку. И дошкольник может догадаться, вам не придется ему объяснять.Теперь плюсы, которых больше. Порадовало умение гибко реагировать на проблемные ситуации, которые возникают здесь и сейчас, в ходе занятия. Например, детям были предложены названия профессий, написанные на карточках. И ребенку не хватило тех вариантов, которые предлагались на выбор. Педагог тут же берет листочек, маркер и спрашивает, чего хочет ребенок. Он гибко реагирует на ситуацию, малыш получает карточку и размещает ее на большой карте. Умница конкурсантка!У всех мы отметили качественно подготовленный материал, и мультимединый, и раздаточный, который соответствует всем требованиям – и эстетическим, и дидактическим. Из года в год этот уровень очень радует.Само использование мультимедийного оборудования радует. В том числе и то, как ловко педагог обращается с техникой без посторонней помощи. Значит, это используется не только на конкурсе, но и в обычной жизни.Еще один важный момент: то, что педагоги делали с детьми, они оставили для детей, и этот подарок можно использовать в дальнейшей игровой деятельности. В частности, воспитатель вместе с детьми создал игровой модуль, и он остался в группе, чтобы можно было дальше проживать эту игровую ситуацию.Во время творческой мастерской был введен такой интересный элемент, как пооперационные карты. Может быть, это не новая методика. Но она сейчас стала использоваться в работе с детьми более раннего возраста. Мы видели, что и малыши могут это воспринимать.Порадовала смелость многих педагогов, которые не побоялись на таком серьезном конкурсе показать элементы сюжетно-ролевой игры. Это достаточно сложно.Очень порадовала рефлексия. Мы с нашей группой обсуждали каждое занятие, без критики, но с небольшим самоанализом. Порадовало умение педагогов критически подойти к себе, рассмотреть все плюсы и нюансы, предложить другой выход из ситуации. Здорово, когда педагог может критично и достаточно честно себя оценить. Значит, он не стоит на месте, значит, ему есть куда двигаться.Наталья РЫЖОВА, профессор кафедры управления качеством дошкольного образования Московского городского педагогического университета, руководитель 5‑й группы жюри:- У нас тоже была замечательная группа. Если бы группа была послабее, нам было бы проще выделить лучших. Отмечу, что уровень конкурсантов год от года растет.По интернет-ресурсам хотела бы сказать, что очень по-разному были оформлены сайты. Были только два сайта, которые действительно соответствовали всем критериям. Пожалуйста, постарайтесь, чтобы в следующий раз члены жюри не искали в течение часа ваш сайт из-за того, что неправильно написан его адрес. Много было таких ситуаций. Мы высоко оценивали, если на сайте были отклики, если сайт был интерактивный, если встречали не переписанные цитаты из умных книг, а высказывания детей, виртуальное общение с родителями. На сайте должны быть живые материалы. Он должен быть организован так, чтобы я его открыла и сразу увидела, что здесь могу найти, из чего выбрать.Что касается творческой презентации, очень часто мероприятие с детьми ей не соответствовало. Презентация одна, а занятие отклоняется от темы. Презентация должна показывать общие идеи, подходы, а занятие – это конкретизация вашей общей концепции. Поскольку у нас конкурс «Воспитатель года», а не защита кандидатской диссертации, стоит избегать очень сложных схем, терминов и так далее. И если уж вы используете какие-то таблицы, схемы, принципы и критерии, обязательно делайте ссылки, потому что нам было очень сложно понять, что авторское в презентации, а что заимствовано. Почти каждому участнику приходилось задавать вопрос, в чем заключается его личный авторский вклад.Все занятия нам очень понравились. Но они были, конечно, очень разные. Что я рекомендовала бы? Старайтесь слушать детей. Это большая проблема нашего дошкольного образования. Понятно, что вам хочется как можно больше сказать. А мы со стороны видим, что детки и хотели бы что-то ответить вам, но не успевают даже сообразить. Вы начинаете говорить и говорите постоянно, слышен только ваш голос. Особенно это касается работы с младшей группой.Иногда музыка на мероприятии не соответствует тому, что вы говорите, она забивает ваше выступление.Необходимо помнить то, что сказано во ФГОСах об актуализации опыта ребенка. Например, мы говорим: «Вот есть конфеты, они продаются в магазине». Почему не спросить ребенка: «А где ты покупаешь эти конфеты?» Или показываете предметы, которые есть в доме. Я бы спросила: «А у тебя дома что-нибудь из этого есть?» Тогда бы дети сами начинали говорить, без подсказки педагога. Поддержка детской инициативы и самостоятельности – очень нужная вещь.Иногда излишне бьют эмоции у педагога, он слишком громко разговаривает с детьми. После каждой фразы прибавляет: «Ой, какой ты молодец!», «Как ты здорово все сделал!». Должен быть баланс. То есть вы общаетесь с ребенком на равных, в то же время вы учитываете, что это ребенок. Не надо сюсюкать, надо быть естественным, эмоционально доброжелательным. При этом надо учитывать возраст детей, с которыми вы работаете.Спасибо всем конкурсантам нашей группы. Искренне говорю – все члены жюри были очень довольны!Ольга СОЛОМЕННИКОВА, заведующая кафедрой дошкольного образования Академии социального управления, руководитель 6‑й группы жюри:- Члены жюри работают на конкурсе пять лет, а большинство конкурсантов участвуют в первый раз. В этом и сложность. Конечно, мы вместе с нашим конкурсом растем как эксперты. Мы хотим, чтобы этот конкурс с каждым годом улучшался. Требования оттачиваются. И вместе с тем хотелось бы сказать: «Коллеги, мы хотим видеть ваш опыт!» Научная работа – это приоритетная деятельность других специалистов. Когда вы идете от себя, идете от детей, это нечто другое. Как только вы начинаете писать конспект и соединяете со своей практической деятельностью, зачастую получаются два совершенно разных продукта. Когда выходит единое целое – это очень гармонично.Приятно наблюдать за вами в свободное время. Вы погружены в педагогическую деятельность, и не просто ради конкурса, вы постоянно говорите о детях. Действительно, наше дошкольное образование в надежных руках.Сегодня у нас работали команда жюри и команда конкурсантов. Как участники друг другу помогали! Как они взаимодействовали с детьми не только во время мероприятия, но и в свободной деятельности. Дети не хотели отпускать гостей!Мы видели, как вы работаете по новым стандартам. И очень приятно, когда традиции дошкольного образования соединяются с использованием инновационных систем, технологий.Я сегодня впервые захотела изучать английский язык. Я даже запомнила слово welcome. Это благодаря нашим конкурсантам.Светлана БАШИНОВА, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования Института развития образования Республики Татарстан, кандидат психологических наук, председатель казанского отделения Федерации психологов образования России, член 7‑й группы жюри:- Вы устроили настоящий праздник детям, членам жюри, коллегам из московских детских садов. Очень радостно, что вы есть, что вы составляете гордость России!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте