search
main
Топ 10
Вниманию выпускников: как узнать результаты ЕГЭ Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей В российских колледжах появится около 500 учебных программ В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Новая система образования: запрет на обучение в магистратуре с непрофильным бакалавриатом Советники по воспитанию приступят к работе в школах и колледжах с 1 сентября Саратовские педагоги получат премию за стобалльников Московский педагог Александр Оджо рассказал, как найти подход к молодому поколению Трех челябинских школьников удалили с ЕГЭ по русскому языку Одаренные школьники Сочи получили именные премии Победитель хакатона «Умный кампус» получил сертификат на 25 млн рублей Глава Минпросвещения наградил педагогов Калужской области В Госдуме предложили сделать высшее образование для многодетных бесплатным Глава Минпросвещения: до 15 лет детям не стоит пользоваться интернетом Михаил Мишустин заявил, что физики и математики очень нужны стране Проект программы воспитательной работы представило «Движение первых» Родителям российских школьников рассказали о важности трудового воспитания
0

Подрастающее поколение имеет право на заботу

Достоинство программы в том, что она затрагивает практически все стороны жизнедеятельности детей и семей с детьми, реализует принцип – не забыть ни одного ребенка, особое внимание уделяет детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Основываясь на солидном опыте и достижениях, имеющихся в городе по этим вопросам, реализация программы позволит перейти на иной качественный уровень защиты детства в Москве. Это касается не только материально-технического аспекта проблемы, но и расширения спектра предоставляемых услуг, улучшения имеющихся и создания новых механизмов защиты прав и интересов детей, переосмысления важности этого вопроса москвичами и представителями государственных структур.

Считаю крайне важным в рамках Года ребенка разработать и принять стратегию государственной политики в отношении детей города Москвы на ближайшие годы, а также минимальные социальные стандарты качества жизни детей и объема предоставляемых им социальных услуг, что должно быть прямо записано в проекте постановления.

Общеизвестно, что дети крайне мало знают о своих правах и обязанностях, о механизмах защиты прав, о том, к кому в каких случаях и в каком порядке следует обращаться, если их права нарушаются. В итоге дети редко обращаются в органы исполнительной власти, в органы опеки и попечительства, прокуратуру, к уполномоченному. Статья 56 Семейного кодекса устанавливает право ребенка, достигшего возраста 14 лет, обратиться за защитой своих прав в суд. Однако мне не известно ни одного случая в Москве, когда кто-либо из детей этим правом воспользовался. Между тем дети и подростки, осведомленные о своих правах и обязанностях, имеют более активную гражданскую позицию, более ответственны, могут защитить себя и близких, уважительнее относятся к правам других граждан.

Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Москве в школах-интернатах и детских домах воспитываются 2900 детей, в домах ребенка – 1600 детей. Между тем фундаментальное право ребенка – право жить и воспитываться в семье – биологической или замещающей. Проживание ребенка в семье позволяет ему не только получить необходимые содержание, воспитание, любовь и заботу, но и сформировать привязанность к взрослым, что впоследствии сказывается на его социализации и способности создания собственной полноценной семьи. Кроме того, воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семье усыновителей, опекунов, приемной или патронатной семье менее затратно для государства.

Социологический опрос, проведенный в Москве, свидетельствует, что 2,5% москвичей готовы взять на воспитание детей-сирот, а еще 3% возьмут при наличии определенной помощи и поддержки со стороны города. При этом число детей-сирот и оставшихся без попечения родителей составляет 0,01% от числа жителей. Этим двум группам необходимо помочь встретиться.

Практика работы Службы уполномоченного свидетельствует о том, что для Москвы до сих пор крайне актуальна проблема межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики детского и семейного неблагополучия, социального сиротства. В городе имеется множество структур, призванных заниматься этой проблемой. Однако находясь в одном округе, в одном районе, они часто вяло сотрудничают между собой или не сотрудничают вовсе, не знают о возможностях друг друга.

Год ребенка – хороший повод для начала отработки в городе ювенальных технологий и создания ювенальных судов. Опыт территорий, продвинувшихся в направлении ювенальных судов, свидетельствует о полном отсутствии рецидивной преступности тех несовершеннолетних, дела которых рассматривались ювенальным судьей. А частные определения ювенальных судов стали серьезным механизмом воздействия на государственные органы, организации и должностных лиц, по вине которых были созданы предпосылки для совершения несовершеннолетними преступлений.

Ювенальный суд – не только и не столько суд по уголовным делам. При рассмотрении большого количества гражданских дел затрагиваются права детей. Это дела о лишении родительских прав, усыновлении, взыскании алиментов, определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей, о сделках с жильем, где проживают дети. При рассмотрении подобных дел крайне важна специализация судей, наличие у них дополнительных знаний по педагогике, психологии, педиатрии. Необходимы дополнительные участники таких судебных процессов. Мы договорились о проведении эксперимента в ЮЗАО, однако, мне кажется, этот эксперимент следует проводить и в других округах города.

Предполагается, что помимо обычного административного контроля со стороны государственного заказчика и ведомств экономического блока, контроль за реализацией программы станет осуществлять Общественный наблюдательный совет, будет разработана и осуществлена система проверок выполнения мероприятий программы. Но этого недостаточно. Необходимо разработать индикаторы оценки эффективности реализации мероприятий программы, осуществлять промежуточные и итоговый мониторинги.

Хорошей обратной связью явится и мнение получателей программы – детей и их родителей. Для этого также необходимо проводить соответствующие мониторинги, опросы, анкетирование.

Полагаю, нам надо более активно учитывать мнение детей и подростков при принятии органами государственной власти Москвы решений, затрагивающих их права и интересы. В Конвенции о правах ребенка прямо указано: мнение детей должно быть услышано.

У нас имеется уникальный опыт в этой области – правительство дублеров, но надо идти дальше. Отработать механизм учета мнения детей школьного возраста через общественные приемные, конференции школьников, конкурсы детских работ (например, под названием «Если бы мэром был я»), школьные правозащитные комиссии, уполномоченных по правам детей в школах. Необходимо создавать молодежные и подростковые коллегии при профильных департаментах.

Алексей ГОЛОВАНЬ, уполномоченный по правам ребенка в городе Москве

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте