search
main
0

Подранки

Более 40% россиян считают, что в нашей стране с каждым годом увеличивается число несовершеннолетних, чьи противоправные действия наносят урон обществу. Молодежная проблематика для граждан нашей страны стала самой важной в целом, однако единого понимания, почему это происходит, по каким причинам несовершеннолетние попадают в группу риска, а затем в разряд правонарушителей, в обществе нет, как нет единого понимания, что такое «права несовершеннолетних и молодежи группы риска», «ювенальные технологии», «ювенальная юстиция».

Что приводит несовершеннолетних в наше учреждение?

Низкий уровень достатка семьи и условий содержания детей (дети пытаются самостоятельно, как они представляют себе возможным, приобретать материальные блага – воровство, разбой).

Жилищные проблемы (как правило, в квартире проживает несколько семей с антисоциальным поведением, квартира представляет собой притон или распивочную, вследствие чего ребенок уходит на улицу бродяжничать).

В семье распространена «криминальная психология» (родитель занимается сам незаконным делом или пользуется незаконными методами, ребенок растет в среде, где пренебрегают законностью).

«Кризис семейных ценностей» и освобождение от важных моральных запретов (родители (мамы) занимаются устройством личной жизни, и им в этом мешают дети; семья постоянно злоупотребляет спиртными напитками и при этом начинает приобщать «к столу» ребенка, общаясь с ним на равных как с собутыльником, родители – друзья).

Отчужденность между детьми и родителями (сверхзанятость родителей, постоянная конфликтная ситуация в семье, алкоголизация родителей). Все это приводит к тому, что в протестном поведении наших воспитанников появляется желание грубо и жестоко обращаться с людьми и стремление к повторению правонарушений, но уже с известной долей опыта. 8% воспитанников более 2 лет не посещали школу.

Родители, а их большинство, представляют наше учреждение как камеру хранения, куда они сдают своих детей и на весь срок пребывания забывают о них.

Неблагоприятные условия жизни, ошибки и просчеты в воспитании подростков могут вести к деформации их нравственного развития, формирования эмоционально-волевой сферы. Подростки с девиантным поведением прекрасно знают принципы и требования утвердившейся в нашем обществе морали. Тем не менее многие нравственные понятия понимаются ими неправильно. Более 78% воспитанников наиболее ценным в человеческой личности считают физическую силу, власть, склонность к рискованным мероприятиям, причем в это зачастую вкладывается аморальное содержание. Основная задача социальной службы – предупреждение и определение ошибок и просчетов в организации жизни и быта детей и подростков, в их воспитании.

Наше учреждение нашло точки соприкосновения в совместной деятельности со всеми комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав районов Москвы, причем не только с теми, откуда поступают воспитанники, но и с теми, где проводится работа по привлечению граждан, не выполняющих родительские обязанности и ведущих асоциальный образ жизни, к административной ответственности, постановке на профилактический учет как несовершеннолетних, так и их родителей.

Сотрудники КДН и ЗП выезжают для встречи с нашими воспитанниками. Подросткам необходимо знать, что их кто-то ждет и поддержит после выхода из учреждения, они знают, к кому им нужно обратиться за помощью (при продолжении обучения, при трудоустройстве, при адаптации в открытой среде).

В настоящее время треть воспитанников – сироты. Школа находится в деловом сотрудничестве с органами опеки и попечительства, и при поступлении детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, за несовершеннолетним закрепляется куратор – специалист органов опеки и попечительства по месту регистрации, который осуществляет совместно с социальным педагогом школы весь комплекс мероприятий в рамках своей компетенции.

В последнее время значительную роль в реабилитации воспитанников особенно на этапе постшкольной адаптации к открытой среде стали играть Центры социальной помощи семьи и детям Департамента социальной защиты населения. Специалисты Центров проводят профилактическую работу с семьей, оказывают психолого-педагогическую помощь, регулируют взаимоотношения в семье между детьми и родителями. На время пребывания воспитанника в нашей школе семья несовершеннолетнего ставится на учет в Центр, где с ней начинают работать специалисты.

Умение организовать свой полезный досуг – одно из важнейших условий реабилитации воспитанников нашего учреждения. Привитие стойких навыков социального поведения, принятого в обществе, – задача коллектива учреждения. Социальным партнером школы в этом направлении работы стали Межрайонные центры «Дети улиц», которые учредил Департамент семейной и молодежной политики.

До поступления в спецшколу №11 «Шанс» все воспитанники находятся в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП ГУВД по городу Москве). Контакт с сотрудниками Центра временного содержания, их информация о ребенке имеют большое значение для дальнейшей работы сотрудников школы. Сотрудники Центра начинают работу с несовершеннолетними по различным направлениям.

Огромная работа была проведена Департаментом образования совместно с Департаментом здравоохранения, и за нашим учреждением, учитывая специфику психофизического состояния воспитанников, был закреплен стационар – 7-я детская тушинская больница, где оказывается воспитанникам любая медицинская помощь. Нашим воспитанникам оказывают консультативную помощь в поликлинической сети городские поликлиники №№138, 207, 121; психоневрологический диспансер №13 и наркодиспансер №12, детская психиатрическая больница №6.

Значительный раздел совместной работы проводит наше учреждение с подразделениями по делам несовершеннолетних районных, окружных отделов (управлений) внутренних дел, в том числе и с ГУВД МВД России по Москве.

Для благополучного решения проблем с продолжением обучения социально-психологическая служба готовит воспитанника к поступлению в колледж. С большинством колледжей Департамента образования заключены договора социального сотрудничества. Главный принцип, которым руководствуется в своей работе спецшкола «Шанс», – продолжение образования в колледжах, через связь профессионального обучения с учебной и трудовой деятельностью, как комплекс мероприятий по подготовке следующего этапа реабилитации уже в открытой среде – постшкольной адаптации выпускников.

Анализ постшкольной адаптации выпускников показал:

из 81 выпускника поступили в колледж и окончили его 32 выпускника – 40%; 3 воспитанника обучаются в вузах – 1,2%, 40 воспитанников учатся в школах. 21-й колледж Департамента образования принял наших выпускников и довел до получения профессии 32 воспитанника.

За последние 2 года процент воспитанников, изъявивших желание продолжить обучение в колледжах, увеличился до 44% (на 4% выше общих показателей за 5 лет), это результат организации профессионального обучения в спецшколе №11 «Шанс».

Л.МАРУНОВА, заместитель директора по медико-психолого-социальной работе спецшколы №11 «Шанс»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте