search
main
0

Подобно строчкам буриме. Мотивы поступков выявит разве что только специалист

Артем приветлив и аккуратен, учится на одни пятерки и проглатывает книги одну за другой, и все бы хорошо, но любит мальчишка исподтишка какую-нибудь каверзу сотворить. Нет, безусловно, когда мальчишки шалят, это вполне естественно, но обычно они безобразничают, рисуясь друг перед другом, доказывая свою исключительность. А тут… вроде бы и сам стыдится своих поступков. Артема совершенно очевидно грызут муки совести, но поделать он с собой ничего не может, вот опять Машу иголкой в бок кольнул, да так, что она расплакалась. Где заканчивается норма поведения и начинается расстройство? Как отличить особенности индивидуальности от болезненных отклонений? Можно ли уберечь ребенка от негативного воздействия окружающей среды и вылечить израненную душу? Разные вопросы волнуют людей, у каждого возникают свои. Специалисты центра психолого-медико-социального сопровождения «Северо-Восток» стараются наиболее откровенно ответить на любой из них, а поставив диагноз, и излечить.

10 лет в Северо-Восточном округе выстраивалась эффективная модель психологической службы. Работа велась целенаправленно, кирпичик за кирпичиком выстраивалась форма взаимодействия между всеми, кто заинтересован в благополучии состояния ребенка.

За эти годы начальник окружного Управления образования Валентина Кобозева создала команду высококвалифицированных специалистов. Сегодня на собранных за десять лет материалах можно написать, наверное, не одну докторскую, но начальник управления главным для себя считает заботу о детях округа – о защите диссертации можно будет подумать и чуть позже. Так же, как и научный труд директора центра «Северо-Восток» Ольги Булановой, вся проблема которого в том, что всегда находятся новые факты, которые тоже хочется в него внести, проанализировать, обосновать. Нет, все-таки они неисправимые практики, никак не могут оторваться от действительности, полной поразительных открытий.

О том, что психология должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса, спорить не приходится. Сегодня в округе создана и работает психологическая служба, а педагоги-психологи обеспечивают психологическую поддержку образовательного процесса и его участников во всех образовательных учреждениях, начиная с детских садов, школ, детских домов, и, конечно, психологических центрах. В сотрудничестве оказалось много пользы. Любой вопрос можно решить сообща быстрее и эффективнее при участии педагога-психолога.

Психологических центров с сентября в округе будет 9. Все центры имеют хорошую материальную базу, используют в работе современные методы диагностики и коррекции, обладают мощным помогающим потенциалом. К концу мая их было 7, и только за один учебный год там получили помощь около 18 тысяч человек. В перспективе на Северо-Востоке столицы такие центры предполагается открыть в каждом районе округа. Специализация центров разная, например, дети раннего возраста, дошкольники или дети с ограниченными возможностями, с девиантным поведением. Также есть службы, отвечающие на вопросы по интернету, и окружной телефон доверия. Есть в округе и центр, который служит и координирующим сосредоточием деятельности специалистов психологической службы округа, и своеобразным аккумулятором, подпитывающим и вдохновляющим ее.

Различные отклонения требуют вмешательства разных специалистов. И если нейропсихолог в состоянии восстановить задержавшуюся в своем развитии психическую функцию за хвостик, другому специалисту приходится докапываться до самых глубинных слоев души, чтобы вытащить занозу оттуда.

По словам Ольги Евгеньевны, система построена на принципах взаимодополнения, взаиморегуляции двух сообществ – психолого-медико-педагогического и обучаемого, сопровождаемого, реабилитируемого. Психологи уверены, что именно в этом случае достигается максимальный положительный эффект. Эта работа осуществляется в три этапа.

Первый этап – диагностико- подготовительный. Обеспечивает введение в деятельность ребенка и родителей в целях сближения социального запроса государства и их собственного желания видеть ребенка здоровым и счастливым.

Второй этап – коррекционно-формирующий. Осуществляется основная деятельность по оказанию психолого-медико-социальной помощи.

Третий этап – интеграционно-преобразующий. На этом этапе все участники процесса оказания помощи, включая детей и их родителей, овладевают способами саморегуляции и саморазвития.

Технологизация сферы личностного совершенствования и саморазвития субъектов процесса оказания помощи проблемным детям здесь считается важнейшим компонентом обеспечения не только построения, но и функционирования всей этой системы оказания помощи. Именно это послужило основой для эффективного взаимодействия на межведомственном уровне в Северо-Восточном округе всех звеньев социальной среды, обеспечивающей социальный запрос населения и реализующей поставленные задачи.

Изменение позиции, мотивов и смысла деятельности у профессиональных участников процесса реабилитации и коррекции в центре в свою очередь обеспечивает эту перестройку и реорганизацию в работе с проблемным ребенком в условиях не только центра, но и того образовательного учреждения, где обучается проблемный ребенок. И здесь также каждый педагог уже выступает как организатор и управленец, обеспечивающий эффективность коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса в коллективе равноправных участников – педагогов и детей.

Служба экстренной помощи центра работает в самых опасных ситуациях. Психологи Северо-Востока помогали детям, на глазах которых рушился Трансваальпарк, работали с пострадавшими и их родственниками в Театральном центре на Дубровке, с теми, кто выжил в бесланской школе. До сих пор те ребята, что лежали после северо-осетинской трагедии в больнице №9, получают помощь специалистов экстренной помощи.

Глобальные катаклизмы, к счастью, случаются реже, чем бытовые неприятности, рубцы от которых на душах столь же болезненны. Ограбили и избили на улице, отобрали мобильный телефон, изнасиловали, вынудили продавать наркотики – опасных ситуаций не счесть. Психологи центра в тренинговой форме учат подростков, как избежать подобных напастей. А живьем попробовать стать сильнее под натиском невзгод можно в летних и зимних межшкольных лагерях, где тренинги по безопасности учат ребят защищаться от негативных проявлений жизни. Этот свой проект центр намерен представлять на Всероссийском форуме детских оздоровительных лагерей «Анапа-2007». Успешный опыт уже есть, два года подряд на форуме лагерь, работающий для социально незащищенных детей, становился победителем конкурса.

Молодые специалисты с удовольствием приходят работать в психологические центры округа. Этому способствует и то, что центры Северо-Восточного округа являются базами для многих ведущих профильных вузов города и России, а специалисты центров заражают своим горением слушателей, это говорит и о том, что многим хочется самим испытать на деле те теоретические знания, которые тщательно конспектировали на лекциях. Приходят сюда на практику курсе на 3-м, с 5-го зачастую становятся штатными сотрудниками. Перспективы роста здесь большие. Но даже если это только ступенька на пути в большую науку, попробовав опыт на зуб, человек гораздо глубже проникает в извилистую суть потемков человеческой души.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте