search
main
0

Подмена понятий. Псевдопроектная деятельность не должна стать ведущей

Проектная деятельность стала в последнее десятилетие одним из наиболее заметных нововведений в российской школе. Она стала такой же модной, как еще несколько лет назад профильное обучение. Ей придается важное значение в реализации ФГОС общего образования. Но то, как реализуется проектная деятельность в школах, нельзя признать удовлетворительным.

Сужу об этом не только по своему опыту работы со школами, но и по многочисленным публикациям в Интернете. Приходится констатировать: многие из тех, кто выкладывает в Сети сообщения об опыте проектной деятельности учащихся, слабо понимают, что такое проект и проектная деятельность, и поэтому то, о чем они пишут, к проектной деятельности имеет отдаленное отношение. Фактически то, что называют проектом, в подавляющем большинстве случаев представляет собой реферат на заданную тему. Это очевидно уже из названий десятков и сотен ученических проектов. Вот примеры таких названий: «Праздники и традиции нашей семьи», «Огуречные секреты», «Мое школьное питание», «Симметрия живых организмов», «Химия и цвет. Натуральные и искусственные красители», «Химия в жизни человека», «Символика России», «Молния», «Загрязнение окружающей среды», «Моя школа», «Моя малая родина», «Числа в нашей жизни», «Герб моей семьи», «Мой класс и моя школа», «Моя семья», «Пословицы и поговорки». Работая над такими и подобными проектами, учащиеся будут искать нужную информацию, каким-то образом ее отбирать, анализировать и синтезировать. Они будут получать новые знания для себя и, возможно, обогатят ими еще кого-то, кто ознакомится с результатами их работы. Полезно ли это? Конечно! Вряд ли кто-то это будет отрицать, но только по сути это не проектная, а псевдопроектная деятельность. Конечно, при желании реализацией проекта можно назвать любой продукт детского творчества, но от такого называния сама эта деятельность проектной не станет. В такой деятельности не будут решаться задачи, на решение которых изначально был ориентирован метод проектов, – она не будет способствовать развитию мышления детей.Как известно, идея обучения посредством включения учащихся в разработку и реализацию практических проектов (метод проектов) была сформулирована более 100 лет назад Джоном Дьюи. В реализации этой идеи он видел возможность преодоления недостатков современного ему школьного образования. Приведу два высказывания из опубликованной более ста лет назад работы Дьюи «Мое педагогическое кредо» (ее можно найти в Интернете). «Я считаю, что школа – это в первую очередь социальный институт. Поскольку образование – это непрерывный социальный процесс, школа – это такая форма общественной жизни, где сконцентрированы все виды деятельности, что позволяет ребенку наиболее эффективно и полно усвоить наследие человечества и использовать свои способности для общественных целей».«Я считаю, что современное образование терпит неудачу потому, что оно отрицает этот фундаментальный принцип – школы как формы общественной жизни. Оно расценивает школу как место, где должно быть дано определенное количество информации, где должны быть изучены определенные дисциплины и сформированы определенные привычки. Ценность их, как представляется, в основном лежит в далеком будущем. Ребенок должен делать все это ради чего-то другого, все это просто приготовления. И как результат они не становятся частью жизненного опыта ребенка и, следовательно, не являются в полном смысле слова обучением».Конечную цель школьного образования Дьюи видел в постановке ума, такого способа мышления, который называют научным. Достижение этой цели должно осуществляться путем «обучения посредством делания».Положения, сформулированные Дьюи, и сегодня звучат вполне современно. Многие его идеи созвучны идеям развивающего образования научной школы Эльконина – Давыдова. Но современные достижения в науке позволяют существенно модернизировать метод проектов по сравнению с началом прошлого столетия и повысить его возможности. Психологическая наука значительно дальше продвинулась в понимании механизмов мышления и его развития. Существенно изменилось и понимание проекта и проектной деятельности. Но, как бы там ни было, основной смысл включения учащихся в проектную деятельность остается прежним – это развитие их интеллектуальных способностей решать практические проблемы и познавать изменяющийся мир. Именно это не обеспечивается в той практике, которую сегодня в наших школах называют проектной деятельностью. Подобная деятельность дает возможность для развития мышления учащихся, но эту возможность еще нужно суметь использовать. Притом что сегодня в большинстве случаев учащиеся включаются в проектирование, полноценные условия для развития их исследовательского и практического мышления не создаются. Это происходит прежде всего потому, что проектировать учащихся не учат. Включаясь в проектирование, они не осваивают культуру проектировочной деятельности. Дети получают новые для себя знания, но не осваивают культурные способы исследования окружающего мира и решения практических проблем. Нередко приходилось слышать такое возражение: «Но раз учащиеся что-то исследуют – значит они научаются это делать?» Это глубокое заблуждение. Конечно, если родители научают ребенка держаться на воде и как-то двигаться в ней, то можно утверждать, что он научается плавать. Однако есть большая разница между просто плавающими детьми и теми, которые с помощью профессиональных тренеров освоили специальную технику плавания. Рисовать может каждый человек, но, чтобы рисовать хорошо, нужно осваивать культуру рисования, которая нарабатывалась и оттачивалась в течение многих веков развития художественной деятельности. Дети общаются, но как-то общаться и уметь решать коммуникативные задачи – далеко не одно и то же. То же самое и с решением интеллектуальных задач. Хорошим примером здесь могут служить шахматы. Взрослых умных дядей, не одно десятилетие играющих в эту интеллектуальную игру на любительском уровне, легко обыгрывают 10-12-летние учащиеся шахматных школ, которые освоили специальные способы анализа и оценки позиции, планирования игры. Они научились лучше принимать решения благодаря освоению культурных способов их выработки. Конечно, жизнь – это другая «игра», и в ней нужно осваивать другие способы анализа жизненных ситуаций и принятия решений. Но их нужно осваивать. Путь проб и ошибок здесь далеко не самый продуктивный. Мышление развивается только в такой деятельности, в которой дети не просто решают интеллектуальные задачи, а в ходе их решения они осваивают культурные способы умственной деятельности (в ФГОС это называется метапредметными результатами обучения). Как писал выдающийся отечественный философ и психолог Эвальд Ильенков: «Ум, способность самостоятельно мыслить, формируется и совершенствуется только в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи. Он, собственно, и есть не что иное, как эта самая умственная культура, превращенная в личную собственность, в личное достояние, в принцип деятельности личности. В составе «ума» нет ничего, кроме этого».Мышление может развиваться в разных видах деятельности, почему же проектной деятельности придается особое значение? Чтобы ответить на этот вопрос нужно разобраться с тем, что такое проектная деятельность и какие возможности для развития мышления учащихся она предоставляет. Практика проектной деятельности в школах свидетельствует, что здесь нет должного понимания. В книгах и словарях мы найдем разные определения понятия «проект». При внимательном анализе разных определений нетрудно обнаружить два разных понимания термина «проект». Одно из них можно назвать узким, а второе широким. Изначально проект трактовался как образ будущего результата, представленный в форме знаковой модели или уменьшенной натуральной копии будущего объекта (здания, сооружения, устройства). Однако значение термина «проект» сегодня понимается шире. Оно включает в себя не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, все стадии его производства от зарождения идеи до ее воплощения в действительности. В широком смысле проект сегодня понимается как особый способ постановки и решения проблем. Особый – потому что не каждая проблема решается проектным способом. Чтобы искать пищу в пустыне или в лесу, проект не нужен. Проектный способ решения проблем нужен тогда, когда плохо определен образ желаемого результата, и его нужно спроектировать, когда возможно спланировать процесс достижения желаемого результата, когда существует возможность контролировать и регулировать ход спланированных действий. Современное проектирование содержит специальные средства, осваивая которые учащиеся смогут развить полезные в жизни умения: анализировать проблемные ситуации; проектировать цели; разрабатывать гипотезы; проверять (верифицировать) гипотезы; планировать достижение целей; оценивать решения и делать обоснованный выбор; ставить и решать познавательные задачи; эффективно работать в группе.Но чтобы использовать возможности включения учащихся в проектную деятельность для развития их мышления, эту деятельность нужно особым образом организовать. Нужно обеспечивать, чтобы, разрабатывая проект, учащиеся одновременно решали учебные задачи, связанные с освоением способов этой деятельности. Ни познавательные, ни практические способности человека не разовьются, если он не будет осваивать культурные способы соответствующей деятельности. Сколько бы проектов ни разработали учащиеся, если они не смогут отличать хорошего проекта от плохого, не будут владеть способами оценки качества проектов, не смогут рефлексировать свой способ проектирования, у них не будет развиваться исследовательский и практический интеллект. Фактически то, что называют проектом, в подавляющем большинстве случаев представляет собой реферат на заданную тему. Но, как бы там ни было, основной смысл включения учащихся в проектную деятельность остается прежним – это развитие их интеллектуальных способностей решать практические проблемы и познавать изменяющийся мир. ​Валерий ЛАЗАРЕВ, доктор психологических наук, профессор, академик РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте