Ведущий научный сотрудник Института общего среднего образования РАО, кандидат педагогических наук Михаил Бабинский в двух историях любви и нелюбви эмоционально и ярко описал проблемы познавательной деятельности школьников на основе заданий типа «проект» или «исследование». Автор, безусловно, не зря заключил названия этих образовательных технологий в кавычки, поскольку анализируемая практика их реализации очень слабо связана с подлинными проектами и исследованиями.
Судите сами. Во-первых, автор характеризует выполнение «проекта» или «исследования» как подмену, в которой вся деятельность «сводится у школьника к перекачке интернетовской статьи, выводу ее на бумагу и проставлению собственной фамилии над материалом, который тебе не принадлежит и в котором ты совсем мало что понимаешь». Полезен ли подобный опыт для неокрепших детских умов? Безусловно нет! Соглашусь с Михаилом Брониславовичем: любая профанация развращает, и особенно та, которая затрагивает возможности духовного развития как смысла человеческого существования.Во-вторых, автор считает, что «проекты» и «исследования» «с точки зрения методологии организации процесса и эффективности результата настолько ничтожны, что никакой познавательной деятельностью считаться не могут». И снова не могу не согласиться. Псевдопроекты и псевдоисследования не являются деятельностью, не имеют методического обоснования и никаких значимых результатов не приносят.В-третьих, отношение школьников к подобным заданиям автор называет пофигистским и формулирует его основной принцип: «Чтоб только отвязались!» Как и положено настоящему ученому, не ограничиваясь только констатацией, он выделяет две основные причины этого явления:1) неспособность ученика выполнить поставленную учителем задачу;2) осознание ее демонстративно-условной роли, которая вообще делает ненужными усилия по решению.И тут, как говорится, ни прибавить, ни убавить. Почему же на фоне столь удивительного со-всеми-высказанными-идеями-согласия, когда любые комментарии могли бы показаться излишними, я считаю своим долгом высказаться? Потому что есть одно «но»…Корень проблемы кроется в том, что в рассуждениях Михаила Бабинского скрывается тот же порок, против которого он активно выступает. Произошла подмена. Разбив в пух и прах практику псевдопроектов и псевдоисследований, автор предлагает отказаться от настоящих проектов и исследований, о которых в статье нет ни слова.Подлинные учебные проекты и исследования имеют под собой серьезную методологическую базу, способствуют формированию многих жизненно важных качеств, например, целеустремленности, функциональной грамотности, творческой активности и в целом развивают личность юного автора.Даже подвергнутая резкой критике тема «Музыка Нидерландов эпохи Возрождения» может стать эффективным педагогическим инструментом при соблюдении нескольких простых условий.1. Двигателем личностно ориентированной педагогики является внутренняя мотивация обучающегося как субъекта собственного целеполагания (тот же тезис в переводе с научно-педагогического на русский общедоступный: ученик говорит «я хочу», а не учитель говорит «ты должен»).2. Классификация методов обучения И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина опирается преимущественно на когнитивную составляющую учебной деятельности, венцом которой является исследовательский метод, предполагающий самостоятельное открытие новых знаний учениками без помощи учителя; в то время как практико-ориентированный и деятельностный в своей основе метод проектов позволяет расширить сферу активности обучающегося, вовлекая аффективную и психомоторную функции согласно классификации Б.Блума (в переводе: ученик может не только думать головой как в исследовании, но в ходе разнообразных проектов может и чувствовать сердцем, и делать руками).3. Кооперация и коллаборация индивидуумов в процессе совместно осуществляемой деятельности повышают уровень социализации и позволяют участникам осознать пределы собственных возможностей, опробовать различные модели вертикального и горизонтального взаимодействия в рамках заданных форм управления, сформировать и присвоить опыт коллективных действий (в переводе: общее дело помогает ученикам подготовиться к реальной жизни за пределами школы).Как с моей точки зрения могли бы выглядеть настоящие проекты и исследования на тему «Музыка Нидерландов эпохи Возрождения»? Да как угодно!Возможно, девятиклассники захотели бы услышать эту музыку, тогда ее нужно было бы найти (исследование) и воспроизвести (проект). А потом, может быть, кто-то захотел бы под нее станцевать (проект). А кому-то стало бы интересно, на каких инструментах эту музыку исполняли во времена ее создания (исследование). А кто-то захотел бы сделать аутентичную реплику какого-то из этих инструментов (проект), воссоздать интерьер или сшить наряд, в которых эту музыку слушали (тоже проекты). А потом из этих разрозненных работ сама собой выросла бы идея поставить спектакль…И так, шаг за шагом, проекты и исследования плодились бы и размножались, если бы кто-то взял на себя труд подготовить для них почву и день за днем ухаживать за ними.Вы спросите, а при чем тут великий певец Энрико Карузо? Да практически не при чем, просто очень уж анекдот в тему.- И что там ваш Карузо – ни слуха, ни голоса…- С чего вы взяли? Вы слушали Карузо?- Нет, но мне сосед напел.P.S. Подробнее о том, как организуются не псевдо-, а настоящие проекты и исследования – на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/197
Елена ЗАЧЕСОВА, эксперт «Учительской газеты» по педагогическим технологиям, консультант экспериментальных площадок
Комментарии