По стечению обстоятельств или так решила судьба, но из девчушки, родившейся на берегу Енисея, получился прекрасный педагог, лидер Красноярской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования, за которым идут люди, с мнением которого считаются власти и в которого искренне верят коллеги.
Где мой «Причал»?
Людмила Косарынцева коренная красноярка. Ее детство и юность прошли на улице Рейдовой, в районе, который горожане по давней привычке называют «Причал» – рядом река Енисей. Здесь окончила школу №13. Так сложилось, что в жизни у Людмилы всегда были хорошие учителя. Это и преподававшая географию соседка, с чьей дочерью-одногодкой она увлеченно играла в школу в детстве – журила кукол, выводила мелом буквы, ставила отметки в разлинованную тетрадь, словно в школьный журнал. И первая учительница Мария Михайловна Рычкова, запомнившаяся чутким отношением к ученикам. Свою лепту в формирование детского сознания внесли и старшеклассники, которые ставили для младших спектакли и выступали в роли наставников.
Так у Людмилы родилась идея стать педагогом. Она не пошла в модную геологию и не поддалась порыву посвятить себя царице наук – математике. Серьезную роль в выборе профессии сыграли классный руководитель Валерия Каземировна Поплавская и учитель химии Людмила Ивановна Ильина. Девушка твердо решила поступать на биохимический факультет Красноярского государственного педагогического института.
«Конкурс по специальности «химик-биолог» в год моего поступления был, как никогда, высоким: шесть человек на место. Но это меня не испугало, а скорее добавило решимости, я поступила с первого раза, чему была несказанно рада», – признается Людмила Васильевна.
Начался учебный год неожиданно – первокурсники отправились не в аудитории вуза, а в колхоз. Два месяца будущие педагоги провели в деревне на сборе турнепса и переброске пшеницы. Жизнь и работа в полевых условиях сплотили студентов.
Благодаря старшим одногруппникам Людмила и другие девочки узнали о студенческом профсоюзном движении, без колебаний вступили в профсоюз. Тогда девушка даже не представляла, что через годы возглавит краевой профсоюз учителей. Зато не сомневалась, что ее место в педагогике.
Чиновник. Учитель. Профлидер
По окончании института в 1975 году новоиспеченная учительница с чемоданом и книжками отправилась по распределению в Игарку, где ее ждал неприятный сюрприз – обещанное вакантное место оказалось занято. Причем обустраивалась на новой должности ее коллега-однокурсница. Людмиле ничего не оставалось, как вернуться в родной город и ждать следующего года.
Пока суть да дело, девушке предложили пойти работать на Красноярский биохимический завод, подшефным учреждением которого была ее родная школа. Более того, здесь же трудилась и мать Людмилы, поэтому директор завода с удовольствием готова была взять в штат молодого химика-биолога. Но девушка колебалась. И ее соседка, опытный педагог, посоветовала на всякий случай обратиться в роно. Тогда Управление образования Ленинского района Красноярска возглавляла Валентина Александровна Горелкина. Она внезапно пригласила Людмилу работать к себе.
«Я, откровенно говоря, опешила. Сказала, что не обладаю достаточным опытом, поскольку лишь недавно окончила вуз. На мои доводы руководитель парировала: «Ничего, научитесь!» Я взяла паузу, чтобы все обдумать, а после выходных снова пришла в управление. В тот день в фойе около приемной народу было много, пришлось занять очередь. И вдруг Валентина Александровна выходит, говорит в мою сторону: «Работники аппарата в очереди не сидят, а заходят сразу» и жестом приглашает в кабинет. Вот так я стала сотрудницей роно», – вспоминает Людмила Васильевна.
В управлении образования Людмила Косарынцева занимала должность инспектора по охране прав детей и работала рука об руку с детской комнатой милиции. А накануне 1 апреля ей сообщили, что в школе №50 нет учителя химии. Выпускной класс нужно было подготовить к майским экзаменам по профильному предмету. Этим учителем стала Людмила Васильевна. К счастью, ребята позитивно восприняли назначение молодого педагога. Они были почти ровесники…
Со своей задачей Людмила справилась отлично и осталась работать в школе. Однако долго заниматься только преподавательской деятельностью не получилось, ее пригласили вернуться в роно. Часть рабочего времени уходила на должностные обязанности в управлении, 9 часов – на преподавание в школе. А еще Людмилу избрали председателем первичной профсоюзной организации. В таком интенсивном режиме она работала пять лет, вплоть до того момента, когда ее начальника Валентину Горелкину избрали на пост председателя Красноярской краевой организации Профсоюза образования. Вскоре Валентина Александровна обратилась к бывшей подчиненной с предложением перейти в аппарат профсоюза. Новая должность – инструктор по оргработе. Людмила Васильевна вспоминает, что первое время путала названия организаций и первичек. Уже тогда в структуру краевого Профсоюза образования влились вузы: студенческие и преподавательские организации. И со всех этих подразделений необходимо было собирать первичные документы и предоставлять сводные отчеты в Федерацию профсоюзов Красноярского края. Работы хватало.
«После первого года хотелось вернуться в школу, ведь я никогда не сомневалась, что мое место там, – признается Людмила Васильевна. – А потом, проработав на разных участках, поняла, что трудиться в такой большой общественной организации не только интересно, но и очень важно. К тому же, имея опыт преподавания в школе, проще выстраивать линию защиты интересов работников».
С годами у Людмилы появилась уверенность в своих силах. Она заняла должность заведующей производственным отделом, погрузилась в вопросы оплата труда.
Следующим зигзагом судьбы было избрание Людмилы Васильевны заместителем председателя краевой организации Профсоюза образования. А в 1994 году она участвовала в выборах на должность председателя. На пост претендовали еще два кандидата: председатель территориальной избирательной комиссии Ленинского района Красноярска Татьяна Несмеянова и председатель профкома работников Красноярского технологического университета Петр Ефимов.
«В какой-то момент я уже была готова отказаться от борьбы и снять свою кандидатуру, сыну было всего два года. Супруг, правда, всегда меня поддерживал… А тут и председатель ЦК профсоюза Владимир Яковлев, приехавший на конференцию, сказал: «Не надо снимать, как пойдет, так и пойдет». Меня избрали председателем», – рассказывает Людмила Косарынцева.
Борьба продолжается
На изломе 90‑х система образования переживала трудные времена – не выплачивалась заработная плата. И Людмилу Косарынцеву избрали председателем краевого забастовочного комитета. Для нее это был переломный момент, ведь она решила, что в случае, если ничего не получится, уйдет. На этом посту пришлось забыть о личном спокойствии. Людмила Васильевна вместе с единомышленниками и трудовыми коллективами прошла через забастовки, пикеты и демонстрации. Плечом к плечу с учителями совершила 40‑километровый марш с плакатами в руках из Сухобузимского района до дверей администрации края. А потом вела серьезные переговоры с Александром Лебедем и его командой, которые закончились далеко за полночь. После этого по распоряжению губернатора учителям выдали честно заработанные деньги.
«Вести переговоры сегодня, когда зарплата, пусть и маленькая, выплачивается своевременно, привлекать народные массы к акциям в поддержку наших требований гораздо труднее. Поэтому чаще обращаемся к руководителям профсоюзных организаций, чтобы понимать, насколько ситуация сложная и каким образом ее решать.
Мониторинги, которые сейчас проводит профсоюз, дают нам аргументы для переговоров с властью. Но они затягиваются. Например, два года мы говорим о необходимости индексации зарплат разным категориям работников. Поскольку у нас закончились стимулирующие, нет возможности повышать базовые оклады, указы президента выполняются за счет переработок. Учителя берут дополнительные часы, чтобы заработать и как-то более-менее жить на эти средства», – описывает ситуацию профлидер.
И добавляет, что, по ее мнению, такое положение дел устраивает власть. Сегодня на одну ставку работают только порядка 30% педагогов, преимущественно в системе дошкольного образования. Им приходится доплачивать до минимального размера оплаты труда, поскольку ставка ниже МРОТ. Если такую позицию займет большинство, указы президента выполняться не будут.
Самым значимым для Людмилы Косарынцевой является то, что, несмотря на пандемию, сложности с оплатой труда, споры о досрочной пенсии и прочие проблемы, организация остается крепкой и единой.
Елена ПУЗЕВИЧ, корреспондент Федерации профсоюзов Красноярского края
Комментарии