Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Событие недели

Подготовка учителей: стоит ли вернуть специалитет?

Учительская газета, №46 от 12 ноября 2019. Читать номер
Автор:

Владимир Путин на заседании Совета при Президенте РФ по русскому языку поднял вопрос об эффективности разделения подготовки учителей русского языка на бакалавриат и магистратуру. Не стоит ли вернуться к пятилетнему специалитету? Мнения разделились. Министр просвещения Ольга Васильева уверена, что для школьных учителей бакалавриата недостаточно и специалитет необходимо вернуть для всех педагогов. Тем временем глава Минобрнауки России Михаил Котюков считает, что за четыре года при современных технологиях можно качественно готовить специалистов, «которые смогут закрывать основной объем работы в школе». А что думают по этому поводу наши эксперты и читатели?

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– Общероссийский народный фронт еще в 2014 году обратил внимание на необходимость пятилетней подготовки учителей. Тогда по итогам форума ОНФ «Качественное образование во имя страны» Президент России поручил рассмотреть вопрос о подготовке педагогов и инженеров по программам специалитета.
В настоящее время подготовка учителей в формате специалитета полностью прекращена. С момента последнего набора на педагогические специальности прошло девять лет. За это время во многих вузах не только сократились учебные часы и практические занятия, но и ушла фундаментальная составляющая подготовки учителей, снизился контроль за качеством. Некоторые учебные заведения, пытаясь залатать эту брешь, реализуют программы пятилетнего бакалавриата. Это обеспечивает возможность подготовки студентов по двум профилям, но в содержательном плане не может сравниться со специалитетом.
Между тем педагогическая реальность, с которой сталкиваются выпускники программ бакалавриата, становится с каждым годом динамичнее и сложнее. Одним из основных принципов образовательного процесса в наших школах стала инклюзия. А это требует от учителя уровня квалификации, который позволял бы одинаково успешно работать и со здоровыми детьми, и с детьми, имеющими определенные ограничения, с одаренными учениками и отстающими ребятами, с детьми разных национальностей, культур, конфессий. Новые вызовы ставит перед педагогами и набирающая обороты цифровизация школьного образования.
Сегодня содержание обязательных дисциплин педагогической и методической подготовки будущих учителей часто не включает технологии реализации стандартов общего образования. А это значит, за гранью представлений будущих педагогов остаются работа с ценностями и самоопределением учащихся, формирование метапредметных результатов обучения, организация исследовательской и проектной работы.
Повышение профессионализма педагога – одно из условий реализации глобальной задачи по попаданию нашего школьного образования в десятку мировых лидеров по качеству. От квалификации педагогов напрямую зависит качество подготовки школьников. А лишний год обучения – это более глубокое знание предмета, методики преподавания, дополнительные часы на практику.
Поэтому следует поднять вопрос о предоставлении будущим учителям возможности обучаться по стандартам специалитета.

Сергей БОГДАНОВ, ректор РГПУ имени А.И.Герцена, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАО:
– Герценовский университет, являясь одним из ведущих педагогических вузов России, ведет подготовку учителей для всех регионов страны, готовя как бакалавров, так и магистров.
Почти за 30 лет университетом накоплен большой опыт ведения уровневой подготовки. Именно наш университет был инициатором такой модели, при которой за четыре года в бакалавриате готовится учитель русского языка и литературы для основной школы, а чтобы преподавать в старшей школе, ему необходимо еще два года отучиться в магистратуре.
Работа по совершенствованию качества педагогического образования в нашем университете и в других вузах страны ведется постоянно.
Есть понимание необходимости разработки и реализации вариативных моделей подготовки педагогических кадров.
Складывается хорошая практика формирования открытости пространства педагогического образования, когда вузы сотрудничают не только между собой, но и с колледжами, школами, детскими садами и домами детского творчества. В Петербурге это, например, Герценовский образовательный округ, в который уже входят более 20 образовательных организаций. Происходит реальная интеграция систем общего и педагогического образования в вопросах подготовки педагогических кадров нового поколения.
Кроме того, педагогические образовательные программы строятся с учетом требования принципа модульности, а это позволяет оперативно обновлять их в соответствии с вызовами времени или запросами рынка труда.
Трудоустройство выпускников является одним из ключевых показателей эффективности деятельности вуза. По итогам 2018 года 84% окончивших Герценовский университет по направлению «Педагогическое образование» работают по специальности.

Галина ВАСИЛЬЕВА, депутат Петрозаводского городского совета, экс-директор лицея №13, Петрозаводск, Карелия:
– Мы учились в Карельском государственном педагогическом институте четыре года. Мне кажется, что готовили нас очень хорошо, потому что сильными были блоки методики преподавания, педагогики и психологии. О подготовке сегодняшних выпускников педагогических вузов ничего плохого сказать не могу – о тех, кто дошел до школы и остался в профессии. Однако все-таки вышеназванные блоки у бывших студентов серьезно западают. Методическая служба образовательного учреждения должна целенаправленно помогать молодым специалистам, чтобы они не разочаровались в профессии. Если за 5 лет обучения для желающих работать педагогами усилят такие направления, как методика преподавания предмета, педагогика, психология и классное руководство, это пойдет только на пользу системе образования.

Ольга ПЕТРОВА, учитель русского языка и литературы, Великий Новгород:
– Вопрос должен рассматриваться с иной точки зрения. Чему научат в вузе будущего учителя русского языка? Сейчас абсолютно на всех факультетах, готовящих педагогов по всем специальностям, существует явный перекос в сторону теории. Педагогической практики очень мало, методики недостаточно. В итоге молодой специалист, приходящий после вуза в школу, в лучшем случае напичкан академическими знаниями, не имеющими никакого отношения к преподаваемому им школьному курсу. В худшем случае все эти академические знания просто выветриваются из его головы. Зачем же он учился и чему? На мой взгляд, необходим пересмотр вузовских программ для будущих педагогов. Кстати, директора многих школ считают, что лучшие учителя выходят не из вузов, а из педагогических колледжей, где студенты учатся четыре года. Секрет в том, что в колледжах больше практики и методики.

Светлана КУЛЕВА, директор лицея №87, Нижний Новгород:
– Конечно, за четыре года студент не может быть подготовлен к работе в школе. Активная практика сокращена настолько, что студент не успевает осознать всех особенностей и подводных камней будущей профессии, не то что психологически приготовиться к сложностям. Выпускники не идут в школу, потому что боятся, они не умеют разруливать сложные ситуации, у них почти нет опыта общения с детьми и родителями. Так же и в предметной сфере. Учебные планы заметно сокращены, многое спущено на самостоятельное изучение, из-за слияния кафедр из высшего педобразования ушли лучшие специалисты. Словом, я за возвращение к специалитету и, главное, к прежней системе педагогической практики. Она должна занимать достойное место в учебных планах, с первого до выпускного курса.

Лариса РЫБИНА, мама студентки гуманитарного факультета Воронежского государственного педагогического университета:
– Я считаю, что и пять, и даже семь лет обучения для глубокого освоения будущей профессии – это немного. Сейчас такой сложный мир, что чем больше у тебя знаний, профессий и компетенций, тем лучше. Думаю, для учителя, как и для врача, сроки обучения важны, на них нельзя экономить. И там и там важна практика, поэтому если вводить еще один год обучения, его можно посвятить практическим занятиям в школах.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt