Государственная итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования, проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [1].
Государственная итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся [2].Основой объективности и независимости проведения ГИА является подготовка специалистов, привлекаемых для проведения аттестации.Целью статьи является изучение особенностей подготовки специалистов, привлекаемых для проведения ГИА для обеспечения объективности и независимости проведения итоговой аттестации обучающихся.Основной площадкой для организации обучения всех категорий лиц, участвующих в подготовке и проведении ГИА, является региональная база в виде унифицированных учебных материалов, разработанных на основе изучения наиболее успешного регионального опыта, анализа ошибок и нарушений прошлых лет и описания нормативно-правовых оснований для выполнения функциональных процедур каждой категории специалистов.В разработанных унифицированных учебных материалах для подготовки лиц, привлекаемых к проведению ГИА, представляются механизмы реализации технологии унифицированной подготовки специалистов, привлекаемых для проведения ГИА для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.В рамках информирования, формирования и повышения уровня компетенций для повышения объективности и независимости проведения ГИА выделены целевые группы специалистов, привлекаемых к проведению аттестации:- организация и проведение ГИА в пунктах проведения экзаменов -подготовка руководителей таких пунктов, организаторов в/вне аудиторий, технических специалистов, членов государственной экзаменационной комиссии, ассистентов в аудиториях;- организация наблюдения за проведением ГИА – подготовка общественных наблюдателей в аудиториях и наблюдателей, осуществляющих дистанционное наблюдение за проведением аттестации;- обработка результатов ГИА – подготовка технических специалистов региональных центров обработки информации, осуществляющих сканирование и верификацию экзаменационных материалов;- оценивание развернутых частей ответов участников ГИА – подготовка членов предметных комиссий и их председателей по специализированным программам;- рассмотрение апелляций участников ГИА – подготовка членов конфликтных комиссий и их председателей.Подготовка специалистов, привлекаемых для проведения ГИА, осуществляется с использованием тематических планов программ и универсальных учебных материалов, разработанных с учетом анализа регионального опыта по подготовке лиц, привлекаемых к проведению ГИА. Учебные материалы должны иметь модульную структуру, позволять обучение новых специалистов и подготовку специалистов, имеющих опыт работы на ГИА. Для определения уровня подготовки специалистов, привлекаемых к проведению, обработке и проверке результатов ГИА, используется входной контроль. Уровень готовности специалистов для проведения определяется заданиями итогового контроля.Разработанные учебные материалы для подготовки специалистов, привлекаемых для проведения ГИА для обеспечения объективности и независимости проведения ГИА, должны быть опубликованы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обеспечить возможность всем субъектам Российской Федерации использовать материалы при подготовке специалистов указанных категорий. Организация обсуждения разработанных учебных материалов позволяет своевременно устранить замечания и определить направления возможного улучшения универсальных учебных материалов на основе предложений участников кампании ЕГЭ.Кроме того, для членов и председателей предметных комиссий необходимым в рамках подготовки специалистов для проведения ГИА и обеспечения объективности и независимости проведения ГИА является проведение предметных семинаров (как очных, так и дистанционных) с участием специалистов Рособрнадзора, ведущих специалистов сильных и опытных регионов по каждому предмету, включенному в список ЕГЭ.Таким образом, качественная подготовка специалистов, привлекаемых для проведения ГИА, по рассмотренным направлениям является основой объективности и независимости проведения ГИА. Реализация приведенных мероприятий в рамках унификации подготовки специалистов для проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования позволит акцентировать внимание персонала на наиболее важных и значимых процедурах, операциях и технологиях деятельности для каждой категории специалистов, участвующих в проведении ГИА, на всех этапах аттестации и избежать нарушений, имеющих место при проведении данного вида аттестации обучающихся в субъектах Российской Федерации.Перечень использованных источников:1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 №1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1400.pdfЕлена МОКРУШИНА, генеральный директор ООО «УК РИТМ»
Комментарии