search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов В Челябинске отменили уроки в школах Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ
0

Подготовка магистров: новое направление, новые возможности

​Если обучение в бакалавриате дает возможность подготовить будущего учителя в рамках общих минимальных требований, то подготовка магистров позволяет существенно повысить профессионализм педагогов.

Не следует забывать, что с каждым годом стремительно растет число педагогов, использующих в своей деятельности информационные и телекоммуникационные технологии. При этом такие технологии применяют не только при проведении занятий со школьниками и студентами, но и в организационной, научно-методической и внеучебной деятельности педагогов. В то же время любой опытный педагог подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий во многих случаях использование средств информатизации никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование производит негативный эффект. Обучение корректному, оправданному и уместному использованию средств информационных и телекоммуникационных технологий должно войти в содержание подготовки педагогов в области информатизации образования. Осуществление такой подготовки возможно в магистратуре педагогического вуза.В настоящее время практически все будущие учителя изучают такие дисциплины, как «Технические и аудиовизуальные средства (или технологии) обучения» и «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». К числу этих дисциплин можно добавить встречающиеся в вузах курсы «Образовательные ресурсы Интернета», «Методики оценки и использование образовательного программного обеспечения», «Современные средства оценивания результатов обучения» и некоторые другие дисциплины. Подобный подход, связанный с рассмотрением проблем информатизации в рамках перечисленных дисциплин на уровне бакалавриата, имеет как минимум два существенных недостатка, наличие которых просматривается даже на уровне названий этих направлений подготовки студентов педагогических вузов.Первый недостаток – разрозненность и несвязность перечисленных дисциплин, читаемых, как правило, разными педагогами. Содержание этих курсов во многих местах дублирует друг друга, например, особенности разработки и использования образовательных электронных изданий и ресурсов, публикуемых в сети Интернет, могут рассматриваться практически во всех перечисленных курсах. Второй недостаток заключается в том, что даже по своему названию эти дисциплины ориентированы, прежде всего, на изучение средств, используемых в обучении, а не на подготовку педагогов к профессиональной деятельности с использованием таких средств там, где это действительно может повлечь за собой повышение эффективности. При таком подходе изучить все средства невозможно, что, впрочем, и не требуется. Изученные конкретные средства и технологии устаревают настолько быстро, что после окончания бакалавриата педагог наверняка столкнется с совсем другими средствами, которыми он не владеет.На мой взгляд, эти направления подготовки и переподготовки педагогов должны быть содержательно и методически объединены в единый комплекс, характерный именно для магистратуры и нацеленный на знакомство педагогов-магистров с сущностью и спецификой информатизации образования. При этом «Информатизация образования» может использоваться как название отдельной, достаточно обширной по содержанию и фундаментальной по характеру учебной дисциплины, так и в качестве названия и систематизирующего фактора блока учебных дисциплин, уже сегодня представленных в программах подготовки студентов педагогических вузов. Безусловно, информатизация образования может лечь и в основу нового направления подготовки магистров.Кафедра информатизации образования, созданная в Институте математики и информатики МГПУ, стала одной из первых в России, предпринявшей попытку осуществить комплексное обучение магистров основам информатизации образования на базе дисциплин учебного плана подготовки педагогов. Для этого осуществлен поиск целей и принципов обучения, которые позволили бы систематизировать подготовку педагогов, сделать ее содержание более фундаментальным и менее зависимым от постоянно изменяющихся и развивающихся средств информатизации. В рамках этой работы создан учебник «Информатизация образования. Фундаментальные основы», опубликованный в бумажном варианте и на интернет-сайте университета.Приоритетным направлением при подготовке магистров должен стать переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов. Современный педагог-магистр должен не только обладать знаниями в области информационных и телекоммуникационных технологий, что входит в содержание курсов информатики, изучаемых в бакалавриате педагогических вузов, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности.Ключевой для такой подготовки магистров учебный курс информатизации образования (или система курсов под этим названием) должен включать в себя научные основы создания, экспертизы и применения образовательных электронных изданий и ресурсов. В этой области еще много нерешенных задач. К ним можно отнести задачи адекватности таких средств реалиям учебного процесса, повышения уровня научности, смысловой и стилистической культуры содержания средств информатизации, необходимость интерфейсной, технологической и информационной связи между отдельными образовательными изданиями и ресурсами, задействованными в разных областях деятельности школ и вузов.Практика показывает, что осуществить подобную подготовку в магистратуре реально. С 2012 года в Институте математики и информатики Московского городского педагогического университета работает магистратура по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», программа подготовки «Информационные технологии в образовании». Магистратура предоставляет выпускникам бакалавриата и специалитета разных лет возможность два с половиной года обучаться заочно и получать педагогическое образование в одной из самых широких, востребованных и современных областей. Для поступления в магистратуру не требуется обязательное наличие опыта и навыков профессиональной деятельности по направлению подготовки. Обучение осуществляется на бюджетной основе без отрыва от основной трудовой деятельности. Зачисление в магистратуру осуществляется только по результатам собеседования.Подготовка в магистратуре предусматривает изучение таких обязательных дисциплин, как «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «История и философия науки», «Инновационные процессы в образовании», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Деловой иностранный язык», «Образовательные электронные издания и ресурсы», «Информатизация образования» и других. Кроме этого предусмотрены занятия в рамках изучения специальных курсов, выбор которых осуществляется самими магистрантами, научно-исследовательская работа. Этот вид деятельности, осуществляемый под контролем научного руководителя, дополняет педагогическая, научно-педагогическая и научно-исследовательская практика.Авторы надеются, что магистратура, работающая в Институте математики и информатики МГПУ, позволит не только выпускать принципиально новых педагогов, но и определить направления дальнейшего совершенствования систем подготовки педагогов в области информатизации образования.Сергей ГРИГОРЬЕВ, директор Института математики и информатики МГПУ;Вадим ГРИНШКУН, заведующий кафедрой информатизации образования МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте