search
main
0

Подъем не за горами. Не надо только тянуть одеяло на себя

Если кто-то убежден, что подъем экономики связан только с внедрением современных промышленных технологий, то это не так. Кадры решают все. Нет квалифицированной рабочей силы – некому и осуществлять экономический рост. А о том, что кадры нынче в большом дефиците, говорит неумолимая статистика.

Скажем, в Петербурге за годы реформ количество рабочих в производственных сферах города сократилось с 830,6 тысячи человек до 471,3 тысячи человек и составило 56,7% от уровня начала 1990-х годов. Только 30% из этих рабочих имеют высшую (5-6-й разряд) квалификацию. Подобная ситуация ведет к тому, что научно-производственный потенциал отраслей исчезает, а с ним сводится на нет и конкурентоспособность отечественной экономики.

Выход из создавшегося положения в городском Комитете по образованию видят в модернизации системы начального профобразования. По словам председателя Комитета по образованию Ольги Ивановой, система НПО должна максимально отвечать потребностям города и конкретным работодателям. Промышленные мощности должны работать, а площади учреждений НПО – системно использоваться. Причем осуществлять это можно не только за счет бюджетных средств. Например, совместно с предприятиями планируется создать ресурсные центры НПО по отраслям промышленности на базе крупных училищ. Всего будет создано восемь таких центров по важным для Петербурга направлениям: судостроению, энергомашиностроению, оборонной промышленности, строительству, торговле, транспорту, городскому хозяйству и потребительскому рынку. Примеры подобных центров уже есть. Как правило, это учебные заведения, располагающиеся на нескольких площадках и имеющие широкий спектр подготовки специалистов. Одно из таких – строительно-индустриальный профессиональный лицей № 50. На его базе функционируют два отделения: собственно строительное и отделение «Сервис», где готовят поваров и коммерсантов. Ежегодный выпуск учащихся дневного отделения составляет 300 человек, а число предприятий, куда направляются выпускники, определяется цифрой 130.

Примерно такой же численностью выпускников и такими же тесными связями с работодателями может похвастать и ПУ №21, специализирующееся в области машиностроения (металлообработки). Помимо востребованных профессий – станочник, токарь, фрезеровщик, слесарь – здесь возрождаются также востребованные, но порядком подзабытые – радиомонтажник и наладчик вакуумных приборов. У училища теснейший контакт с производственным объединением «Светлана», благодаря чему проблем с трудоустройством выпускников не возникает.

По мнению заместителя председателя Комитета по образованию Степана Жолована, задача на ближайшую перспективу в отношении системы НПО – это определиться в количестве образовательных учреждений, образовательных программ, рассчитанных как на детей, так и на взрослых.

– Имея государственные ресурсы, мы должны распределить их так, чтобы каждое образовательное учреждение получило достаточное количество средств и выполнило поставленную задачу. Но поскольку государственных ресурсов не хватает, то необходимо выделить приоритеты. В данное время мы как раз занимаемся этой проблемой. Дополнительно к этому намерены развивать свои направления внебюджетной деятельности и использовать 50% полученных средств на развитие учебной базы, а 50% – на решение других задач, в том числе и на оплату труда педагогов.

Также мы акцентируем внимание на развитии учебного производства. В частности, проводим инвентаризацию, чтобы в системе НПО, допустим, было не менее трех учебных заведений, занимающихся производством дверей для образовательных учреждений, стульчиков для детсадов и т.д.

Как перспективу мы рассматриваем и социальное партнерство с предприятиями на основе договоров. На сегодня уже есть 58 подобных соглашений с крупными и средними предприятиями города.

Еще один важный момент – возрождение системы профориентации. После окончания основной школы ребенок во внешкольном учебном комбинате обязательно должен протестироваться у психолога из службы занятости. Если его сектор, к примеру, «человек-природа», то психолог посмотрит, что этот сектор представляет собой по Единой тарифной квалификационной сетке. И будет понятно, на что настраивать ребенка.

В целом же работать всем структурам нужно в комплексе. Если работодатель будет тянуть одеяло на себя, а система образования на себя, то ничего не получится.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте