Почему люди идут в педагогику? Какова роль первого учителя в жизни каждого из нас? Кого можно назвать НАСТОЯЩИМ учителем? Об этом размышляют в своих работах участники творческого проекта «Учитель – славлю имя твое!», объявленного Общероссийским профсоюзом образования. Напомним, что интерактивный конкурс проводится на сайте www.teacher2010.ru. Сто лучших эссе и фотографий, которые будут определены по итогам интернет-голосования, войдут в памятное издание, приуроченное к завершению Года учителя.
Однажды каждый из нас делает выбор, быть врачом или инженером, продавцом или программистом. Я решила стать учителем. Помогла мне в этом моя мама, педагог с многолетним стажем. Правда, решение пришло не сразу. А причиной тому моя неуверенность: смогу ли я стать хорошим учителем? Родители воспитали меня так, что любое дело нужно делать на совесть.
Вспоминаю свои первые шаги в профессии. Вот я вхожу в класс. На меня с тревогой и нетерпением смотрят двадцать две пары детских глаз: какая же она, наша первая учительница? «Что она сможет дать нашим детям?» – читается в глазах родителей.
С первых дней работы в начальной школе поняла, как важны для маленького человечка ласковые, ободряющие слова, заботливый взгляд, нежная улыбка. Я делилась «улыбкою своей», потому что была уверена, она ко мне «не раз еще вернется».
Иногда дети задавали мне задачи, которые требовали быстрого и только правильного ответа. Ошибиться было нельзя. Как поступить, что же сказать, чтобы ребенок понял тебя и сделал нужные выводы? Ведь я не имею права обидеть и унизить его. В педагогике не бывает готовых ответов, в каждом конкретном случае перед тобой – личность.
С каждым днем становясь мудрее, я все больше видела рядом не учеников, а своих друзей, помощников. Со временем мне стало ясно, что главное в моей работе не только хорошее знание предмета, умение его преподнести школьникам, но и умение любить детей, видеть в каждом из них ЧЕЛОВЕКА. Когда видишь радостный блеск в глазах, сияющую улыбку на лицах ребят, значит, день прошел не зря. Трудности и неудачи кажутся такими ничтожными, проблемы отступают, а в тебе появляется еще большее желание сделать все, чтобы этот яркий свет не погас. Ты готов свернуть горы, работать не покладая рук, лишь бы в душах твоих детей (а теперь они именно твои дети) не погас огонек добра, надежды, любви.
Время летит очень быстро. Давно стали взрослыми те мальчишки и девчонки, что помогали мне делать первые шаги на педагогическом поприще. Сегодня за партами их дети. Но часто судьба дарит мне встречи с моими бывшими учениками.
Стою на остановке. Снег, ветер. Мороз небольшой, но так сыро, неуютно, холодно. Останавливается машина, открывается дверь, я вижу своего бывшего ученика Юру, того самого, что в 1-м классе никак не мог научиться говорить звук «р». Мы не виделись несколько лет. Он очень изменился, совсем взрослый мужчина. Может быть, я и не узнала бы его, но улыбка все та же. Открытый, добрый взгляд. Несколько вопросов о жизни, о семье, о работе. Когда я выходила из машины, он сказал, улыбнувшись: «Я так рад, что встретил вас». Всего одна фраза, но как от нее тепло на сердце, да и на улице, кажется, потеплело.
И еще одно маленькое, но приятное удивление. На своей страничке сайта обнаружила поздравление с Новым годом другого бывшего ученика, Дениски, незаметного, «тихого троечника». Позже там побывали и другие мои воспитанники. Значит, не погас тот огонек сердечного тепла, что я старалась поддерживать.
Спустя двадцать лет работы в школе, могу сказать, что мой профессиональный выбор оказался правильным: нет дороже награды, чем признание, внимание и уважение твоих любимых учеников. Хочется снова идти к детям, учить их читать, считать, а самое главное – учить любить друг друга. А потом дарить свою любовь и улыбки другим…
Галина ЕРЕМИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Новооскольской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида, Белгородская область
Комментарии