– Методическая служба – это служба сопровождения профессионального развития педагога и служба поддержки педагога при осуществлении столь сложной процедуры внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.
Мы должны каким-то образом увидеть, как учитель превращает своего ученика из объекта учения в субъект управления образовательной деятельностью. В связи с новой парадигмой образования учителю с большим стажем мы должны суметь объяснить, что не знание, а умение, навыки и общие способы деятельности и опыт деятельности становятся главным результатом. Как это можно увидеть и как это можно отследить? Как мы можем подвести педагога к осознанию того, что надо делать, внедряя федеральные государственные образовательные стандарты? Как ни странно, система аттестации сейчас помогает в этом. С начала действия нового порядка аттестации в нашем округе 644 заявления были поданы на первые высшие квалификационные категории, 485 учителей прошли собеседование. В процессе этого собеседования мы пытаемся отследить, как учителю удается формировать универсальную линию, на основе которой формируется функциональная грамотность, через какие универсальные учебные действия он идет. Разработки площадки Московского центра качества образования, где работают наши школы, разработки кафедры Татьяны Шамовой (ныне покойной) в этой области применимы и действуют успешно. Каждый из 644 человек, пришедших к нам с документами, нуждается в сопровождении и поддержке. Человек, идущий на высшую категорию, может много, но может и сорваться, испытать профессиональное истощение и на уровне аттестации, и на уровне внедрения нового, и на уровне перестройки свой деятельности. Поэтому роль профсоюзов я вижу такой: сопровождение педагога в этом направлении, борьба за учителя, чтобы он не сломался, потому что, когда они приходят со своими старыми аттестационными листами и с испуганными глазами, хочется не оценивать качество их деятельности, а как-то помочь это качество улучшить.Самая главная клеточка образовательного процесса, его главная структурная единица – урок. Здесь важно оценить, как учитель переосмыслил преподавание своей учебной дисциплины. Самое простое включение не просто в свою деятельность, а именно в урок дает нам возможность формировать универсальные учебные действия. Под руководством опять же Московского центра качества мы пересматриваем рабочее планирование для формирования метапредметных компетентностей, пробуем (хорошо, что это выложено в свободном доступе) опыт работы других школ и округов, смотрим, как педагог ориентируется на индивидуальную траекторию развития ребенка.Достижение личностных результатов – это, наверное, самый сложный процесс, здесь без изменения позиции педагога от информатора к координатору-консультанту не обойтись.Естественно, системно-деятельностный подход, введенный как основной в федеральных государственных образовательных стандартах, требует от нас, от педагогов и тех, кто с ними работает и сопровождает, оптимизации образовательных технологий на осуществление системно-деятельностного подхода.Реализация идеи метапредметности тоже очень сложно оценивается. В нашем округе очень четко, слаженно и системно в этом направлении работают 52 школы. Если педагог далек от идеи метапредметности, пока еще не готов к пониманию, что такое метапредметная компетентность, мы идем через старый проверенный способ интеграции. Интегрирование учебного материала на различных уровнях – это то хорошо забытое старое, что приводит педагога к пониманию новых задач.Компьютер становится ключевым компонентом информационного пространства педагога, и мы видим, как от средства коммуникации он переходит в средство самореализации учителя. Задача самого учителя и того, кто с ним работает, от освоения информационно-коммуникационных компетентностей перейти к тому, с чем живут наши учащиеся (а они живут в информационном обществе, у них уже сформировано информационное мировоззрение), а нам к этому еще идти. В оценке качества деятельности педагога вот этот аспект занимает серьезное место.Мы, конечно, знакомим педагогов с методикой Шадрикова, где 90 критериев разделены на разные группы, наш округ работает с Фроловым по оценке качества образовательной деятельности. Но есть критерии, которые в процессе социологического опроса учитель выбрал для себя сам. Причем участвовали в опросе школы и нашего, и Восточного округа. Для учителя важно умение создать доброжелательную атмосферу, важны достижение учащимися высоких показателей обученности, их положительная динамика, стабильность высоких показателей. Светлана ЛАДЫГИНА, руководитель структурного подразделения «Оценка качества образования» методического центра Северо-Западного округа
Комментарии