Цель: продолжить работу над понятием «правоохранительные органы», познакомить учащихся с деятельностью омбудсмена в целом и уполномоченного по правам человека в России в частности.
урока заканчивается просьбой учителя еще раз вернуться к решению заданий, которые учащиеся выполняли ранее, и подумать, как бы сейчас они решили эти проблемы и в чем заключается причина их прежних ошибок, если таковые имелись. Обсуждение заканчивается записью общего вывода в тетрадях: «Закон – это главное, чем должен руководствоваться уполномоченный по правам человека, поскольку даже небольшое отступление от закона с целью помочь одним гражданам ведет к нарушению прав других».
Первый урок
К концу урока учащиеся должны: а) называть основные службы и подразделения милиции; б) раскрывать их роль в защите прав человека; в) раскрывать понятие «преступник»; г) называть основную задачу омбудсмена, уполномоченного по правам человека в России; д) объяснять, кому и почему подчиняется уполномоченный по правам человека в России.
Форма организации учебной деятельности
Оптимальная форма организации деятельности учащихся на этом уроке – индивидуально-групповая.
Ход урока
Рекомендуем провести письменную проверочную работу по заданиям из рабочей тетради к параграфу 14: «Граждановедение», 5-й класс, Е.Королькова.
1. Перечислите известные вам службы милиции.
2. Перечислите подразделения криминальной милиции.
3. Перечислите подразделения милиции общественной безопасности.
4. Определите, какое подразделение милиции должно разбираться со следующими правонарушениями:
а) Гражданин N оставил машину около кинотеатра. Выйдя на улицу после просмотра фильма, он обнаружил, что его машина пропала.
б) Милиционер V обошел квартиры, в которых проживают семьи, нарушающие общественный порядок, и предупредил их о необходимости соблюдения тишины в ночное время.
в) Гражданка C, взвесив на контрольных весах в магазине купленное ею мясо, обнаружила, что ее обвесили на 50 грамм.
г) Гражданин Z неправильно припарковал свою автомашину и был оштрафован.
д) У гражданки X в магазине украли кошелек.
5. Объясните, что означает слово «преступник».
На работу следует отвести не более 7 минут.
Закончив ее, школьники сдают тетради учителю.
Затем учитель проводит беседу на тему «Как милиция защищает права граждан». (Работа проходит в оперативном режиме).
Вначале необходимо выяснить, какие службы существуют в милиции (криминальная милиция и милиция общественной безопасности).
Затем учитель выясняет, какие подразделения криминальной милиции занимаются раскрытием преступления.
Вопросы на уточнение:
1. Как защищает права человека уголовный розыск?
2. Как подразделение по борьбе с экономическими преступлениями помогает защищать права человека? Приведите примеры.
3. Каким образом защищает права человека подразделение, занятое поиском тех, кто распространяет наркотики? Подтвердите свою точку зрения примерами.
Закончив разбор деятельности криминальной милиции, учитель приступает к выяснению того, как защищает права человека милиция общественной безопасности. На доске записываются названия ее служб: ГИБДД, служба общественной безопасности. Параллельно с этим учащиеся объясняют, каким образом эти подразделения защищают права человека.
Данная часть урока (вместе с письменной работой) не должна занимать более 20 минут.
По окончании учитель подводит итог: «Мы познакомились с деятельностью таких правоохранительных органов, как суд, прокуратура, адвокатура, милиция. Но что делать человеку, если он считает, что его права нарушены, а правоохранительные органы, в которые он обращался, так ему и не помогли? В таких случаях человек может обратиться к омбудсмену. Давайте теперь узнаем, кто это и чем он занимается».
Смысловая часть
Затем учитель предлагает школьникам найти в учебнике параграф 15, прочитать подзаголовок «Когда и где появился омбудсмен» (текст лучше читать вслух, по очереди) и затем ответить на следующие вопросы:
1. Кто такой омбудсмен, чем он занимается?
2. В какой стране и зачем была введена должность омбудсмена?
3. Почему парламент Швеции, отстранив от власти короля, оставил должность омбудсмена?
Выслушав ответы, учитель предлагает школьникам прочитать подзаголовок «Когда в России появился омбудсмен» (индивидуально) и найти ответы на вопросы 4-5 к параграфу 15, отметив ответы простым карандашом на полях учебника (поскольку вопросы в конце параграфа, то для удобства советуем записать их на доске). На данную работу отводится не более 5 минут.
По окончании работы учитель предлагает высказаться двум-трем школьникам, а остальным дополнить ответы товарищей.
Второй урок
Цель урока (см. урок 22).
Оптимальная форма организации деятельности учащихся на этом уроке – групповая.
Стадия вызова
В начале урока советуем проверить, как учащиеся заполнили таблицу «Правоохранительные органы Российской Федерации». Разделившись на группы, они должны сравнить свои ответы, уточнить формулировки и подготовить общий ответ. (На подготовку ответов группам отводится не более 2 минут). Затем класс заслушивает одну из групп, другие дополняют ее ответ своими формулировками (если таковые имеются). Окончательная запись в графе, посвященной уполномоченному по правам человека, может быть следующей: «Уполномоченный по правам человека (I графа) подчиняется только закону. Оказывает помощь в том случае, когда суд по какой-либо причине оказывается бессилен в решении проблемы. Внимательно разбирается со всеми обстоятельствами дела, знакомится с документами, проводит проверки. При подтверждении жалобы обращается в правоохранительные органы и в органы власти».
Затем следует отдельно остановиться на вопросе 6 к параграфу 15: кому подчиняется омбудсмен: президенту, Государственной Думе, Верховному судье, закону? Несмотря на то что ответ учащимися уже дан, возвращение к этому вопросу необходимо для актуализации проблемы. Выслушав ответ еще раз, учитель предлагает школьникам подумать над второй частью вопроса, которую необходимо несколько переформулировать: «Как вы думаете, почему уполномоченный по правам человека подчиняется только закону? Не лучше ли будет, если он станет подчиняться президенту или, например, Государственной Думе?». (На подготовку ответа отводится минута).
Выслушав точку зрения одной из групп, учитель уточняет, есть ли другие мнения? Обычно их не бывает, поскольку вопрос о необходимости сохранять независимость правоохранительных органов от других органов власти уже обсуждался, то школьники обычно не затрудняются с ответом.
Далее учитель предлагает решить следующие проблемные ситуации (работа групповая. На решение группам отводится не более 30 секунд):
1. Как, по-вашему, должен поступить уполномоченный по правам человека в следующих ситуациях:
а) друг омбудсмена попросил его помочь их общим друзьям, которые живут в аварийном доме, получить новую квартиру;
б) группа жильцов одного из домов, находящихся в очень плохом состоянии, не добилась через суд признания их дома аварийным и обратилась за помощью к уполномоченному по правам человека.
Выслушав ответы групп, желательно противоположные (если таковые имеются), и уточнив аргументы каждой группы (которые не комментируются и не оцениваются), учитель говорит о том, что глубже разобраться с задачами омбудсмена пятиклассникам поможет книга Евы Лентовской «Как начиналась работа уполномоченного по гражданским правам» – омбудсмена Польши.
Затем учащиеся (индивидуально) читают отрывок из этой книги, приведенный в конце параграфа 15, и ищут ответы на вопросы 1,3,5,6 к данному тексту. (Советуем записать вопросы на доске и предложить школьникам отмечать в тексте места, содержащие ответы).
На эту работу следует отводить не более 7 минут.
Прочитав отрывок, участники групп готовят ответы (5 минут).
Обычно школьники успешно справляются с данным заданием, и его разбор в классе не вызывает больших трудностей и разногласий, поэтому достаточно выслушать точку зрения лишь одной группы.
Смысловая часть урока заканчивается просьбой учителя еще раз вернуться к решению заданий, которые учащиеся выполняли ранее, и подумать, как бы сейчас они решили эти проблемы и в чем заключается причина их прежних ошибок, если таковые имелись. Обсуждение заканчивается записью общего вывода в тетрадях: «Закон – это главное, чем должен руководствоваться уполномоченный по правам человека, поскольку даже небольшое отступление от закона с целью помочь одним гражданам ведет к нарушению прав других».
Стадия рефлексии
В этой части урока учитель может предложить пятиклассникам сначала самостоятельно, а затем вместе с товарищами по группе определить, какими качествами личности должен обладать человек, занимающий должность омбудсмена (в течение 2-3 минут). В конце урока одна из групп предлагает свой вариант ответа, который учитель записывает на доске, а другие группы при необходимости дополняют этот список.
Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук
Комментарии