Клуб «Учитель года Республики Саха (Якутия)» возник в 2009 году. Его отцы-основатели – участник Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010» Юрий Кынатов, с этого учебного года ставший директором Верхневилюйской начальной школы, и участник Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009» Александр Новгородов, учитель черчения из Намского улуса. И сразу у инициативных учителей возникла мысль – якутские конкурсанты нуждаются в более тщательной подготовке к «Учителю года», начиная с муниципального уровня. Главная проблема местных педагогов – неумение себя презентовать, ярко и грамотно представить свой действительно интересный опыт. Чтобы они могли лишний раз потренироваться, учителя года и придумали межулусный (то есть межрайонный) конкурс «Учитель года Западной Якутии».
Прав Юрий Кынатов: «Когда проходишь курсы повышения квалификации, часто делаешь вид, что учишься, а когда готовишься к открытому уроку, повышение квалификации идет по-настоящему. И это отражается на учениках, на качестве образования».Конечно, такое грандиозное мероприятие, как конкурс, невозможно провести в одиночку. Вместе с клубом организаторами стали Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н.Донского-II, общественная организация «Центр педагогического мастерства «Урдэл». Поддержали состязание Министерство образования Республики Саха (Якутия), власти Верхневилюйского улуса. Базу конкурсу предоставила Верхневилюйская республиканская гимназия имени М.А.Алексеева. А спонсором выступило ОАО «Алмазэргиэнбанк». Особая фишка межулусного конкурса – жюри, в которое вошли лауреаты Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет. Причем учитель музыки и МХК из Вологды Елена Сидорова (лауреат 1995 года), учитель истории и обществознания из Москвы Петр Галанюк (лауреат 2010 года) не только оценивали конкурсантов. Параллельно с педагогическим состязанием проходил семинар «Современный урок и инновационные технологии», и гости Якутии давали уроки, мастер-классы, а по окончании конкурсных испытаний – еще и советы коллегам.Для участия в конкурсном жюри из Якутска приехала зав. кафедрой республиканского Института развития образования Нина Ершова. В состав экспертов вошли также зам. начальника Управления образования Верхневилюйского улуса Туяра Блинова и учитель года Александр Новгородов. И мне повезло поработать в жюри… В конкурсе участвовали семь человек, и это большой плюс, потому что визитные карточки и мастер-классы учителя давали перед полным составом жюри. Правда, во время открытых уроков нам все-таки пришлось разделиться на две группы. Мне и моим коллегам по экспертной группе достались уроки информатики, литературы и занятие в начальной школе.Учитель информатики Чукарской средней школы им. А.Ф.Алексеева Артур Федоров дал урок «Локальные сети» для одиннадцатиклассников. Гимназисты узнали и определение сетей, и виды, и топологию. Надо признать, что Артур Юрьевич – отличный специалист, владеющий всеми современными технологиями. Практическое задание, предложенное старшеклассникам в конце урока, было зашифровано в QR-коде, по последней «моде», а домашнее задание предлагалось найти в специальной группе социальной сети. Делая самоанализ, Артур Федоров объяснил жюри: «Разместил домашнее задание в социальной сети, потому что подростки все равно ночи напролет сидят у компьютеров и общаются. Пусть что-то полезное сделают, да еще и друг другу помогут…» На следующем уроке литературы в 7-м классе, который вела Александра Новгородова, филолог средней школы им. Е.Мыреева села Беченча Ленского района, тема прозвучала только… в конце занятия. Дети сформулировали ее сами, но сначала они услышали стихи и прозу, эмоционально зарядились и прочувствовали судьбу главных героев урока. Ими стали игрушки. В стихотворении Евгения Евтушенко «Сказка о русской игрушке» Ванька-встанька предстал как модель поведения русского человека. В горьком и страшном рассказе Евгения Носова «Кукла» игрушка превратилась в жертву, образ человека, над которым издеваются, которого бросают в одиночестве. А бросает кто? Не только взрослые, но и дети, способные по природе своей, казалось бы, только на добрые поступки… Получилось, что игрушка – это не только предмет для игры, а повод задуматься над нашими поступками, преодолеть в себе душевную лень и равнодушие. А занятия ребята назвали так: «Живые куклы».Третий урок был деловой и рабочий, но с элементами игры. Татьяна Филатова, учитель начальных классов средней школы №2 города Олекминска, показала четвероклассникам картинку: многорукого и многоногого человечка. Оказалось, что его зовут Глагол. И тут в дверь постучали… Пришел почтальон и принес от Глагола послание – с заданиями и просьбой собрать фрагменты страны Глаголии в одну карту. У ребят все прекрасно получилось! Героев ждала награда – книжки с веселыми стихами. Следующий этап «Учителя года Западной Якутии» – демонстрация «визитных карточек» – показал, что якутские учителя прекрасно владеют информационными технологиями. Каждое выступление сопровождали презентации, видеофильмы. Ярко и интересно конкурсанты представили свои школы, учеников, коллег, свою деятельность во время урока и внеклассной работы. Наконец-то наше дружное жюри увидело всех участников! Видно было, что учителя волновались, но очень глубоко запрятали все эмоции и мужественно улыбались, выходя к мультимедийной доске.А ведь впереди было еще одно «страшное» и важное испытание состязания – мастер-классы! Признаюсь, мне было особенно любопытно увидеть тех участников конкурса, чьих уроков не довелось лицезреть. Порадовали все! Каждый без исключения педагог просто фонтанировал идеями, порой поднимая зрителей с мест.Так было на мастер-классе учителя физической культуры Вилюйской гимназии Кима Семенова. Ведь он учил нас очень важной науке – умению исправлять свою осанку. Ким Кимович предложил всем тут же, на месте, сделать несколько упражнений на осанку с романтическими названиями «поза дерева», «поза лебедя» и прагматичное, но очень полезное «скручивание». Все встали и с удовольствием подвигались! Вывод физкультурник сделал такой: «Если человек подтянут, он привлекает внимание окружающих, уверен в себе, успешен». И главное напутствие: «Только от самого человека зависит, найдет ли он время для движения».Учитель английского языка Оросунской средней школы Кыыдаана Иванова использует в своей практике проектную методику, технологию развития критического мышления, справедливо считает действенным способом привлечь внимание детей к предмету праздники – Хеллоуин, дни рождения, Новый год, 8 Марта. А изучение национальных культур мира ученики Кыыдааны Марковны начинают с кулинарных проб – готовят и едят самые вкусные национальные блюда. В общем, с такой учительницей не соскучишься, да и язык обязательно знать будешь.Принцип учителя начальных классов нижне-бестяхской средней школы №1 с углубленным изучением отдельных предметов Мегино-Кангаласского улуса Ольги Панисниченко: «От мысли – к деятельности, от деятельности – к творчеству». Ее мастер-класс был посвящен философии педагогики.Все достоинства этапа «вызова» в технологии критического мышления продемонстрировал историк Верхневилюйской республиканской гимназии им. М.А.Алексеева Александр Абрахов. Почему так необходим этот этап? Потому что он позволяет конкретизировать абстрактные понятия и подать без ущерба для качества обучения большой объем информации.Казалось, участники конкурса не чувствовали усталости. На одном дыхании они провели последний конкурсный этап – дискуссию «Лучшее образование – враг хорошего?». И вот уже торжественное закрытие, все конкурсанты приглашены на сцену. В полной тишине звучат имена победителей. Третье место – Александра Новгородова. Второе – Александр Абрахов. Первое – Кыыдаана Иванова! Побледневшей от неожиданной радости «англичанке» вручается главный приз – суперсовременный огромный телевизор. Великолепные подарки получили все участники «Учителя года Западной Якутии». И конечно, увезли с собой самый бесценный дар – опыт.с. Верхневилюйск, Республика Саха (Якутия), фото автора и из архива Верхневилюйской республиканской гимназии имени М.А.Алексеева
Комментарии