Занятия адаптивным скалолазанием, с которого начиналось вовлечение детей с аутизмом и синдромом Дауна в обычную жизнь, не ограничились рамками проекта «Вместе к вершинам!». Союз детских и молодежных общественных объединений Карелии продолжает работу, направленную на адаптацию детей с особенностями в развитии. Инициатором новых проектов выступает руководитель творческой студии для особых детей и родителей «Творим вместе» Наталья Никулина. В начале нынешнего лета Фонд президентских грантов поддержал новый проект Натальи и ее единомышленников, который по своему замыслу обрел еще больший размах, чем предыдущий. В ходе проекта в Петрозаводске будет апробирована модель вхождения детей с аутизмом во все виды внеурочной деятельности. Они будут включены в сферу дополнительного образования, летнего и активного отдыха, досуга и неформального времяпрепровождения.
«Широкий выбор внешкольных программ позволит учесть индивидуальные интересы, увлечения детей, обеспечить их участие в обычной детской жизни – с приключениями, походами, кружками, играми, экскурсиями, – говорит автор проекта. – Перед ними откроется новый, неизведанный мир. В то же время общение и совместная деятельность с необычными детьми помогут их сверстникам преодолеть стереотипы в отношении особых детей, сформировать навыки взаимодействия и толерантного отношения к людям с особенностями в развитии».
От скалолазания – к скаутской жизни
Сотрудничество со скаутами из отряда «Ладья», руководимого Романом Каляшовым, подтолкнуло Наталью Никулину и ее сподвижников из творческой студии к следующему шагу – вхождению ребят в настоящую скаутскую жизнь. В августе этого года дети с аутизмом участвовали в туристическом слете под Ялгорой. В программе слета были творческие и театральные занятия, хождение по озеру на большой лодке и многое другое. Юные разведчики учились ориентироваться в лесу, оказывать первую помощь, проходить препятствия, работать с различным инструментом, помогать друг другу… Всему этому и многому другому их учили такие же дети – скауты отряда «Ладья». Какой же слет без костра и песен в звездной ночи?! Были, конечно, и эстафеты, и соревнования, в которых главным стал не дух состязательности, а ни с чем не сравнимое ощущение праздника и хорошее настроение у всех участников.
Дети с энтузиазмом расчищали поляну от кустарников. Слышны были только вжиканье пил и стук топора. Огромный восторг у ребят вызвало и задание – чистить картошку. Чтобы уже сполна почувствовать себя скаутами, некоторые из особых детей оставались на ночь в палатках, разбитых на живописной поляне. Пять незабываемых дней и ночей провели особые дети со своими друзьями из скаутской «Ладьи» у подножия Ялгоры.
Проект «Обычная жизнь необычных детей» стирает границы, позволяя особенным ребятам постигать новое, доселе неизведанное. Летом они не только участвовали в слете скаутов, но и попробовали себя в роли начинающих яхтсменов в Петрозаводском клубе любителей водного спорта.
Мелодии души
У особых детей есть и свой музыкальный терапевт. Сергей Стангрит помогает слышать и слушать музыку, раскрыть себя в ней. Для этого у него создан потрясающий репертуар. Дети пытаются играть на барабанах, кантеле, поют пословицы. Сергей Яковлевич с ними на одной волне.
– В нашем новом проекте Сергей Яковлевич с детьми порадует всех, – раскрывает секрет Наталья Никулина. – На втором этапе пятеро детей с особенностями будут участвовать в выступлениях ансамбля, которым руководит маэстро.
«Джинс кантеле» – это студенческий коллектив. После некоторых проб активистам творческой студии пришла идея вовлечь детей в совместное выступление.
В рамках проекта предполагается закупить необычные музыкальные инструменты. Это музыкальные чаши, издающие неповторимые мелодии. У инструмента такой же звук, как у колокола. У совместного ансамбля появятся также мелодичные глюкофоны. Первое выступление запланировано на Всероссийском слете скаутов, который пройдет будущим летом в Карелии.
Пироги и калитки своими руками
Из творческой студии ДЮЦ с Натальей Никулиной мы отправляемся на кухню, где она рассказывает еще об одном направлении многогранного проекта. Оно апробировано еще до получения президентского гранта. Правда, в этом помещении, которое ребятам сразу полюбилось, раньше стояли лишь одна электрическая плита и раковина. Тем не менее здесь проходили первые мастер-классы по кулинарии, пеклись пироги и калитки.
Начинали с самого простого – приготовления бутербродов. Тот мастер-класс особенно запомнился Анне Каплининой, маме одного из ребят, профессиональному повару. Она вместе с детьми не только готовила разные бутерброды, но и сочинила большую речь. Однако бутерброды оказались настолько вкусными, что буквально за считанные минуты ребята их смели со стола и разбежались. Маме оставалось только вздыхать, что речь готовилась понапрасну.
В рамках проекта модернизировали кухню для проведения кулинарных мастер-классов. Теперь здесь новые плиты, всего их закупили шесть, возле каждой отдельная раковина. Места хватает. Наталья Никулина поясняет, что это сделано еще и с прицелом на отдаленную перспективу. Ведь дети растут, возможно, кто-то из них в будущем выберет себе профессию повара или кулинара. Недавно проводили мастер-класс по приготовлению калиток. В роли педагогов выступали девочки, посещающие ДЮЦ по программе «Старшая сестра». Всем понравились не только калитки собственной выпечки, но и сам процесс их приготовления.
К слову, трудовое воспитание – одно из важных направлений не только реализуемого проекта, но и всей деятельности по адаптации и вовлечению особых детей в обычную жизнь.
Мультфильмы – это круто!
По мнению Натальи Никулиной, одной из проблем на пути вовлечения особых детей в обычную жизнь является сложность коммуникации. В этой связи творческая студия создает различные площадки для обучения педагогов и специалистов альтернативной коммуникации. Еще 30 лет назад американские специалисты – логопед Лори Фрост и поведенческий аналитик Энди Бонди – создали методику общения с помощью карточек.
Наталья Никулина в свое время прошла обучение этой методике у основателей и сейчас популяризирует ее среди педагогов, работающих с особыми детьми. Альтернативная коммуникация будет способствовать тому, что педагоги начнут активнее включать детей с особенностями в развитии во внешкольные занятия. Недавно творческая студия провела трехдневный семинар-конференцию, посвященный различным способам альтернативной коммуникации.
А в начале будущего года, на следующем этапе проекта, небольшая группа особых детей 5‑6‑летнего возраста начнет заниматься по методике общения с помощью карточек. Они будут готовиться к тому, чтобы потом более комфортно войти в занятия дополнительного образования.
Кроме того, в Детско-юношеской школе города Петрозаводска сейчас идет набор в инклюзивные группы по созданию детских мультфильмов. В школе заканчивается ремонт помещения, где разместится мультипликационная студия.
Сама же идея родилась неожиданно. Сын Натальи – шестилетний Степа – очень любит рисовать. Мама написала сценарий и, приложив детские рисунки, заказала фильм в одной из мультипликационных студий. Незамысловатый сюжет популяризует адаптивную коммуникацию с помощью карточек. В мультфильме «Каждому свое слово» рассказывается о том, что в детском саду ребенок с особенностями в развитии не мог ни с кем общаться, пока мама не подарила ему книжку с карточками. Благодаря этому обычные дети начинают его понимать и играть вместе с ним.
Мультфильм вошел в десятку лучших фильмов на Международном фестивале короткометражного кино адаптивной коммуникации, который проходил в прошлом году в Австралии.
…Обычные дети могут выбирать различные кружки и спортивные секции, внешкольные программы. Дети с аутизмом и другими особенностями ментального развития не имеют такой возможности. Из-за нежелательного поведения и неумения общаться чаще всего дети с аутизмом занимаются только в специализированных школах.
– Мы хотим изменить сложившуюся ситуацию, убрать стереотипы, – говорит Наталья Никулина. – Наша цель – подарить детям радость жизни!
Комментарии