Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Подаем ли мы пример нашим детям?

УГ - Москва, №10 от 8 марта 2011. Читать номер
Автор:

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет. В это время у ребенка происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). Такая физиологическая перестройка организма ребенка требует большого напряжения, мобилизации всех резервов.

Под руководством учителей в этом возрасте дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали), впервые отчетливо осознавать отношения между ними и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, то есть вступает в сознательную фазу формирования личности. Изменяется и эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, младший школьник еще умеет бурно реагировать на все новое, наглядное и яркое, с другой стороны, у него появляются новые специфические переживания, свобода сменяется зависимостью и подчинением новым правилам. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Это отражается на здоровье школьника и его поведении. К ребенку обязательно приходят два определяющих мотива поведения: мотив долженствования («надо») и мотив желания («хочу»). Какую бы стратегию не избрал ученик, мы, взрослые, должны помочь ему.Школьник всегда становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношения окружающих его людей. Но каждый ребенок понимает, что он начинает занимать новое место внутри отношений людей: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются и считаются. Что же мы, взрослые, можем сделать для ребенка, чтобы он выбрал правильный путь?Задача воспитательной деятельности – пробудить у ребенка этот интерес. Ему необходимо, не испытывая при этом чувства вины, страха, боязни, неуверенности, научиться ставить перед собой вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Чего я хочу?», «Что я могу?», «Что я для этого умею?», «Что необходимо сделать, чтобы достичь чего-либо?», – отвечать на них, любить себя в самом хорошем смысле этого слова. Взрослые должны помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах. Ребенку, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приводит его к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.Умение ученика управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказам – одно из важных звеньев реализации воспитательной работы. Каждая воспитательная ситуации должна предлагать право выбора правильного решения и формировать ответственность перед самим собой. Это умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы. Если ребенок в состоянии найти выход из сложной ситуации самостоятельно, пусть он это делает. Это способствует воспитанию воли, характера, эмоциональной устойчивости.Ребята должны учиться формулировать и высказывать свое мнение, не боясь быть одинокими в своем мнении, учиться отстаивать его, а также признавать свои ошибки. Смысл воспитательной работы – научить ребенка принимать свои неизбежные ошибки как должное, не обвиняя других и не формируя у ребенка комплекс вины.Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и внеурочной. Детям хочется все знать, они хотят активно участвовать во всех делах, которые предлагает педагог. При этом следует отметить, что активно участвовать – значит проявлять себя, показывать свои умения, достижения и знания. Такая жажда деятельности развивает важное и необходимое качество в жизни – трудоспособность. Задача взрослых – создавать условия для ее проявления, контролировать результативность и успешность и стимулировать участие ребенка в классных и школьных делах, развивать положительные эмоции, а также управлять отрицательными эмоциями. В первую очередь это умение прощать своим друзьям и недругам, не таить в себе обиду, не растить в себе желание отомстить и наказать. Еще одно важное умение – управлять своим страхом потерпеть неудачу, получить двойку, оскорбительное замечание – стойкий ярлык, от которого трудно избавиться всю школьную жизнь. Кроме этого, ребята вместе с педагогами должны уметь развивать в себе эмоции, соответствующие определенным ситуациям.Огромное значение успешности жизнеутверждения человека играет мотивация. Отношение школьников к учению и всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности. Каждый ребенок, посещающий школу, хочет учиться хорошо, а стимул проявления положительной мотивации учащихся в той или иной деятельности – индивидуальные мотивы: заинтересованность ученика, далеко идущие перспективы, вера в собственные силы, положительные эмоции. Задача педагогов активно использовать сотрудничество и соревнование, как методы, стимулирующие мотивацию учеников для достижения воспитательных целей, так как детям важен личный успех и результат.Все без исключения понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, встать пораньше, сделать зарядку. Все это мы откладываем на потом, обещаем себе, что рано или поздно мы начнем делать, но иногда становится поздно. Почему так происходит? Потому что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для ребенка самое главное – только хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить полноценной, активной и интересной жизнью? Многое здесь зависит от нашего личного примера.Младший школьник чрезвычайно подражателен. Если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, регулярно делают зарядку, то и ребенок будет жить по правилам, принятым в семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает по привычке, выработанной годами. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, выходные на природе – вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если мы, родители, не воспитаем у детей привычки быть душевно и физически здоровыми. И не нужно говорить о недостатке времени. Достаточно 10-15 минут движений вместе с ребенком ежедневно и независимо от складывающихся обстоятельств – результат успешной работы с ребенком налицо. Ведь ребенку важно, что мама и папа делают все вместе с ним, помогая и одобряя его.Здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников – взрослых и детей. Это касается не только уроков физкультуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения. Здоровьесберегающие технологии – шанс для взрослых решать проблему здоровья ребенка осознанно, с учетом контингента учащихся.Одно из направлений технологий – здоровьесберегающие физкультминутки на уроках. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести организму пользу. Оздоровительные минутки – только часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле. Оздоровительные минутки проводит учитель-предметник на своих уроках. Он может проводить их сам, а может привлечь самих учеников, дав им инициативу в свои руки. Оздоровительные физкультминутки на уроке способствуют не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, учиться помогать друг другу, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры.Второе направление – уроки здоровья. Уроки здоровья создают условия для того, чтобы ребенок сам осознал необходимость занятий спортом, сам пришел к выводу о том, что только систематические занятия спортом изменят его жизнь. Но для того чтобы появилась цель, необходимо желание, а желание появляется только тогда, когда есть интерес и вера в успех. Это может сделать взрослый с помощью нетрадиционных уроков здоровья. Сами занятия должны быть занимательны, развивать наблюдательность учащихся, фантазию, интерес к окружающей действительности. Для этого все упражнения, которые предлагают детям, должны быть мотивированы, иметь определенную занимательную интригу. Большое значение имеет использование в ходе каждого урока информации, связанной с олимпийским движением и спортом. Это развивает познавательный интерес учащихся, их кругозор, желание почитать услышанное на уроке в книге. Учащимся нужно демонстрировать достижения великих спортсменов, рассказывать о том, с какими трудностями они встречались и как научились преодолевать препятствия на пути к спортивным достижениям. Ребята должны не только красиво выполнять данные им задания, но и совершенствовать их, придумывать что-то новое. Это разнообразит уроки, сделает их более творческими, запоминающимися.Сегодняшний теледень среднестатистического ребенка – 2-3 часа у телевизора, а неподвижность у телеэкрана вызывают усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение, сонливость и апатию. Если к этому добавить наушники, сотовые телефоны – все это приводит к отклонениям в физической и эмоциональной сфере ребенка уже в младшем школьном возрасте. Для того чтобы заинтересовать ребенка хоть чем-нибудь, родители находят выход в том, что, идя навстречу его просьбам и пожеланиям, покупают чудо-технику – компьютер, за которым ребенок проводит в день еще 2-3 часа. Все это приводит к тому, что ребенок, ведя такой образ жизни, имеет проблемы не только со здоровьем, у него появляются трудности в учебе, проблемы в общении.По результатам исследований российских психологов в среднем ученик начальной школы, который учится на «4» и «5», проводит за школьной партой (дома за письменным столом) 2,5-3 часа, не считая школьные уроки. Но часто мы, родители, впадаем в другую крайность. Нужно срочно отдать ребенка в спортшколу, хореографическую студию, словом, во все студии сразу. Ребенок, желая оправдать все наши чаяния, старается, пытается охватить невозможное, занимается везде, где только можно. Сначала все, на наш взгляд, идет хорошо. Ребенок занимается, ему это нравится, вечером он делает домашнее задание, даже успевает погулять перед сном. Правда, тогда ложится спать он обычно после полуночи. У таких детей появляется апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость, 40% попыток суицида предпринимают подростки – это те дети, которых мы, взрослые, решили «гармонично» развивать.Возрастная особенность младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания, но большая развитость непроизвольного. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. В результате дети не успевают выполнить задание в срок, могут потерять темп деятельности, пропустить буквы в словах, сделать ошибку в вычислениях. Слабость произвольного внимания – одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины. Произвольное внимание в отличие от непроизвольного не продукт созревания организма, а результат общения ребенка со взрослыми и формируется только в социальном контакте. Наша задача – быть всегда рядом с ребенком. Если наше дитя привыкло с детства рисовать, конструировать, изготовлять поделки вместе с родителями, проявлять интерес к этой деятельности, то и в дальнейшем ребенок с удовольствием переключится на учебную деятельность вместе с родителями. Вечерние чтения вслух всей семьей, занятия математикой, русским языком (прекрасным тренингом для домашних работ могут стать тренажеры по русскому языку и математике О.Узоровой и Е.Нефедовой) – залог успешного развития вашего ребенка.Особенность школьного обучения состоит в том, что ваш ребенок должен обязательно достичь определенных результатов. Но мы никогда не дождемся этих результатов, если не поддержим наше чадо личным примером.Ирина ПРОКОФЬЕВА, воспитатель ГПД ЦО №118Советы родителям    Важно поощрять уникальность вашего ребенка. Для этого достаточно 10 минут ежедневного неформального внимания вашему чаду. Поговорите с ребенком о том, что важно ему. Ведь каждый ребенок нуждается в нашей любви, ласке, в его успешности, уважении к его мнениям.    Опасайтесь жалостливости. Всегда помните, что мы чрезмерно оберегаем – ослабляем.    Избегайте сравнений. Воспитывая ребенка, помните о том, каким мы хотим видеть его в будущем, и будьте уверены, именно ваш ребенок выберет правильный путь в своей жизни.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту