Аллу Землякову, учителя математики ростовского лицея №27, я знаю более десяти лет. Познакомилась с ней на Олимпиаде по граждановедческим дисциплинам. Среди нескольких десятков учителей, людей ярких, самобытных, мой взгляд выбрал именно ее. И, видимо, не только потому, что она выделяется яркой внешностью, но еще и потому, что внешний вид ее располагает к общению.
Когда я с удивлением узнала, что Алла Семеновна – единственная из приехавших с ребятами на олимпиаду – преподает математику, а не обществознание. Она использовала обществоведческие темы на классных часах, потому что они способствуют нравственному, патриотическому воспитанию детей.
Именно приветливость и отзывчивость притягивают к ней ребят. Они нередко идут к любимому учителю и классному руководителю за советом, с проблемой, которую порой не могут доверить родителям. По словам самих учеников, они уважают Аллу Семеновну за то, что она ко всем одинаково справедливо относится. Даже те из них, для кого математика не очень любимый предмет, стараются получать хорошие отметки, чтобы не огорчать ее.
Каждый раз, когда ее дети достигают тревожного критического возраста, она становится особенно внимательной к ним, чтобы вовремя помочь, потому что даже у самых воспитанных, самых правильных ребят возникают нештатные ситуации.
И тогда она оставляет все свои дела и начинает спасать ребенка. Таких случаев в коллекции ее педагогических успехов в роли классного руководителя немало. Четыре года назад ее теперешние десятиклассники только закончили 6-й класс. Ушли на каникулы, но продолжали общаться.
Одна из девочек с хорошими организаторскими способностями собрала небольшую группу соучениц и предложила им «увлекательное» занятие. Они уходили в лес, неподалеку от домов, курили, пили пиво и вино. Мальчиков не приглашали. Это продолжалось все три месяца, а родители оставались в неведении.
Если бы такое происходило во время учебного года, Алла Семеновна наверняка бы заметила неладное. Так глубоко она знает своих ребят, что замечает малейшие перемены, которые с ними происходят. Все открылось в начале учебного года. В первые дни сентября она повела их на пришкольный участок, распределила на группы и каждой дала задание, а сама вернулась в школу за лопатами.
В ее отсутствие неожиданно возник конфликт. Часть девочек обвиняла других, что они недобросовестно отнеслись к своему заданию. Чтобы доказать свою правоту, одна девочка ударила другую. И началась потасовка. Алла Семеновна вернулась в самом ее разгаре. И ее встревожило не только то, что ее милые девочки «правду» доказывают кулаками, но и реакция остальных ребят. Никто из них не бросился разнимать дерущихся, а стояли и наблюдали, и даже подначивали: «Давай, Вика!», «Давай, Настя!» Алла Семеновна не без труда остановила разгоряченных драчуний.
Дома участницы драки показали свои синяки и ссадины. Обеспокоенные мамы примчались в школу. И тогда все собрались в кабинете директора: родители, ученики и классный руководитель. Стали обсуждать случившееся. Одни родители обвиняли других. Каждый был уверен, что их дочь пострадавшая, а не зачинщица. И вдруг одна мама воскликнула, обращаясь к другой: это была ваша девочка, потому что она вообще плохо ведет себя – курит и пьет. Это прозвучало как взрыв. Скандал достиг своей кульминации. Особенно возмущалась мама, дочь которой обвинили в нешуточных грехах. Стали расследовать и обнаружили, что действительно часть девочек регулярно покупала в одном киоске сигареты и слабые алкогольные напитки.
Скоро состоялось родительское собрание. Алла Семеновна сообщила результаты расследования. И тут же встал вопрос: откуда у детей деньги? Стали выяснять, и оказалось, что курящие мамы нередко посылали детей за сигаретами для себя.
Родительское собрание длилось три часа. Говорили о том, что в этом возрасте у подростков возникает желание попробовать что-то запретное и тем самым почувствовать себя взрослыми. Особенно взволновались папы и мамы тех девочек, дети которых не могли попасть в эту компанию. Они негодовали и спрашивали: а вы задумались о последствиях, о том, что потом может стать с вашими дочерьми? А представители «обвиняемой» стороны мотивировали свое бездействие тем, что, по их мнению, все ребята наверняка тоже пробовали курить и пить пиво. Это обычное явление среди подростков такого возраста, что через это нужно пройти всем, чтобы получить негативный опыт. Такие аргументы еще больше возмутили остальных родителей.
Дальнейшие события развивались очень бурно. Родители благополучных детей не хотели, чтобы их сыновья и дочери оставались в этом классе. И только тогда родители «проблемных» подростков задумались и поняли свою ошибку.
Ребенок, считает Алла Землякова, должен прожить полноценное детство, а не «взрослеть» такими опасными способами. Конечно, все это время противостояния она общалась со всеми родителями индивидуально, и то, что после такого конфликта в классе воцарился мир, несомненно, заслуга классного руководителя. Ей удалось снова сплотить, подружить всех учеников и их родителей. В 8-9-х классах никаких происшествий, даже мелких, не было.
У Аллы Земляковой сложилась своя система воспитания нравственности. Вот уже несколько лет она, приняв под свою опеку пятиклассников, составляет перспективный план на каждый месяц. Дети читают одну из рекомендованных ею книг. В пятом классе это «Белый Бим Черное Ухо» Гавриила Троепольского. Прочитав, ученики отвечают на заранее составленные вопросы. Потом смотрят фильм по этому произведению. А в заключение проходит читательская конференция с участием родителей.
Дети составляют нравственные характеристики героев. В следующем месяце читают «Два капитана» Вениамина Каверина, затем «Овод» Этель Лилиан Войнич, повести Аркадия Гайдара. По каждой книге ребята готовят небольшие сценки. Это все заставляет учеников задуматься о взаимоотношениях людей, об отношении их к животным. И это чтение и обсуждение вне программных произведений продолжается до 9-го класса включительно.
Интересно прошло обсуждение знаменитого фильма «Остров». После просмотра подростки писали короткие эссе. Все это не проходит бесследно, а заставляет детей думать, анализировать, делать свои выводы, заставляет их души трудиться.
В 8-9-х классах устраивается ставший традиционным Пушкинский праздник. При свечах. Девочки в бальных платьях ХIХ века, мальчики – во фраках. Они танцуют под звуки Пушкинского вальса Георгия Свиридова. Показывают инсценировку повести «Метель».
Все это воспитывает у учеников Аллы Земляковой умение сострадать, понимать другого человека, учит справедливому, заботливому отношению к другим людям. Алла Семеновна нашла верный способ прививать ребятам лучшие человеческие качества. И они, по ее словам, растут добрыми и отзывчивыми.
Классный час уже в этом учебном году был посвящен Александру Солженицыну. К нему ребята подготовились самостоятельно.
Первого сентября к Алле Земляковой дозвониться было невозможно: ее поздравляли с праздником бывшие ученики, и она звонила своим ребятам, которые после девятого класса ушли в другие лицеи и колледжи.
Ростов-на-Дону
Комментарии