search
main
0

Под жестким контролем сверху. Обществознание

Диктатура. Изучая историю, вы познакомились с разными государствами и знаете, что и в Древнем мире, и в Средние века существовали государства, в которых не только народ, но и знатные люди не принимали никакого участия в управлении страной. Все решал один человек или небольшая группа людей, навязывая свою волю всей стране. Наверное, вы вспомнили о всемогущих египетских фараонах и китайских императорах, о неограниченной власти монархов средневековых государств, в том числе и русских царей.

В августе 1968 года народ Чехословакии решил свергнуть тоталитарный режим и провести демократические реформы. В ответ на это в страну были введены войска стран ОВД. 21 августа жители Праги увидели на улицах своего прекрасного города чужие танки. Некоторые граждане СССР одобрили этот поступок властей, кто-то остался равнодушным: «не мое дело», многие осудили, но молча, про себя. И лишь семь человек осмелились открыто заявить о своей позиции. 25 августа 1968 года на Красной площади, около Лобного места, они начали демонстрацию протеста. Семеро отважных развернули самодельные плакаты, на одном из которых было написано , а на другом «Руки прочь от ЧССР!» Маленький флажок Чехословакии, развевавшийся на ветру, был символом солидарности с народом страны, попавшей в беду. Но долго эта акция в те годы продолжаться не могла: демонстранты были арестованы.2. Объясните, как вы понимаете надпись на плакате: Какое отношение завоевание свободы в Чехословакии имело к свободе в СССР?

Окончание. Начало в № 22

Несмотря на то что разновидностей подобных политических режимов много, их все можно объединить древним латинским словом «диктатура», которое в переводе означает «неограниченная власть». Это слово появилось более двух с половиной тысяч лет назад в республиканском Риме. В Римской республике диктатором мог стать консул, которому в условиях опасности (мятеж внутри страны или угроза нападения внешних врагов) на 6 месяцев передавалась вся полнота власти. Но римский диктатор не имел права ни изменить законы страны, ни продлить срок своих полномочий. Исключительные права ему были даны только для решения задачи спасения страны.

В начале нашей эры Римская республика сталкивалась со все большими трудностями. Навести порядок в отведенный срок становилось сложнее, да и диктатору не хотелось расставаться с огромной властью. В 44 году до н.э. Гай Юлий Цезарь становится диктатором пожизненно. Править ему пришлось недолго, так как в том же году он был убит. Однако начало было положено, и диктатура утверждается в качестве нового типа власти, которая позволяет не считаться с мнением других людей. Диктатор мог по своему усмотрению менять законы, казнить или миловать. Из римских диктаторов особым властолюбием, жестокостью и самодурством прославился император Нерон.

Тоталитарный политический режим. Существует несколько разновидностей диктаторских политических режимов. Мы познакомимся с политическим режимом, который называется «тоталитаризм». Этот политический режим является полной противоположностью демократии.

Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, полный, целый) – это политический режим, который характеризуется полным контролем власти над обществом и личностью. Тоталитарные политические режимы получили распространение в XX веке. Один из выдающихся философов XX века Иван Александрович Ильин писал: «…тоталитарный режим – это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования… Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать».

В XX веке народы многих стран прошли через ужасы тоталитарного режима. Среди них Италия и Германия, Кампучия, КНДР, СССР (эпоха сталинизма).

Что объединяет все тоталитарные режимы. Правители тоталитарных стран, как правило, ставят целью построить новое общество и сформировать нового человека. Так, вожди фашистской Германии мечтали о создании чистокровного арийца, истинного наци. Правящая элита Китая, Кампучии и других тоталитарных стран говорила о создании человека нового типа. Вдумайтесь: несколько человек создавали модель идеального человека и правила, по которым должно существовать общество! Каким образом заставить всю страну, всех ее жителей подчиниться этим правилам? Каким образом можно сделать всех людей одинаковыми, похожими на ту модель человека, которая созрела в головах правителей?

Для достижения этих целей руководство тоталитарных стран использовало следующие методы:

1. Разрабатывалась единая для всех граждан идеология, т.е. система политических, правовых, нравственных, религиозных, философских, эстетических взглядов, в которых отражаются отношения людей к действительности и друг к другу. Идеология должна не только оправдывать существующие в государстве порядки, но и служить тому, чтобы граждане думали только так и никак иначе.

2. Идеология должна проникнуть во все сферы жизни граждан: в политические взгляды, в семью, в культуру.

Вспомните, в повести Валерия Брюсова все граждане жили в одинаковых зданиях, в одинаковых по убранству помещениях, получали одинаковую пищу в одни и те же часы, носили одинаковую одежду, читали статьи и книги, которые прошли строгую цензуру. К сожалению, это не только фантазия писателя. Например, в КНДР и сегодня правительство определяет, какие книги гражданин может читать, какие передачи смотреть по телевизору и т.д.

3. Устанавливался жесткий контроль за всем, что могло так или иначе повлиять на взгляды граждан, посеять в их умах сомнения в гениальности правителей, в их праве на истину. Книги писателей, чьи взгляды не совпадали с точкой зрения правителей, запрещались, а иногда и сжигались на кострах или уничтожались каким-либо другим способом. Так, в фашистской Германии пылали костры из книг Гете, Гейне и др. Многие писатели, ученые вынуждены были покинуть родину. В Советском Союзе были запрещены книги Р.Киплинга, и только сказки этого писателя были опубликованы и экранизированы. Наверное, многие из вас смотрели мультипликационные фильмы «Маугли» и «Рики-тики-тави». Были запрещены книги А.Солженицына, Б.Пастернака, долгое время не печатались произведения М.Цветаевой, А.Ахматовой и многих других писателей, поэтов.

Запреты распространялись на музыку, живопись, научную деятельность. Так, например, в СССР в конце 40-х – начале 50-х годов XX века были объявлены ложными науками генетика и кибернетика, ограничивалась сфера научной деятельности психологов, философов, историков и других ученых. Практически отсутствовали такие важные для жизни общества науки, как социология, политология.

Заставить всех людей думать одинаково очень трудно, но можно запретить озвучивать свои мысли, делиться ими с другими гражданами. Как этого достичь? Разумеется, насилием.

4. Насилие – общая черта всех тоталитарных режимов. Люди, которые думают не так, как считает нужным власть, или власть подозревает, что они думают не так, подвергаются репрессиям: их ссылают в концентрационные лагеря, здоровых людей насильно помещают в психиатрические лечебницы, высылают из страны. Причем в большинстве случаев все это делается без суда, а если и есть суд, то его решение известно заранее.

5. При тоталитаризме ограничивались возможности граждан получать какую-либо информацию из-за рубежа. Люди практически не могли поехать в другую страну, если же они такую возможность получали, то за их контактами устанавливался жесткий контроль. Невозможно было послушать передачи иностранного радио: они тщательно глушились. Зачастую граждане были ограничены в информации о событиях и в своей стране.

Организация власти при тоталитарном режиме. В организации власти нет единого правила. В одних государствах власть не скрывает своего истинного лица и поэтому ликвидирует все признаки демократии. Но во многих странах, в частности в СССР, власть сохраняла видимость демократии: существовали выборы, парламент, общественные организации. Советский народ на самом деле никого не выбирал: был один кандидат, утвержденный властью, и за него все голосовали. В парламенте была только одна партия, которая послушно голосовала за все предложения правящей элиты, а общественные организации находились под жестким контролем государства и, по сути, общественными не были, так как и создавались властями, и выполняли указания властей.

Тоталитарные режимы долго не существуют, поскольку это «дорога в никуда». Чаще всего они подтачивают себя изнутри: разрушается экономика, растет обнищание народа и, следовательно, недовольство властью.

Вопросы и задания

1. Когда появилось слово «диктатура» и что оно тогда означало?

2. Что в настоящее время понимается под словом «диктатура»?

3. Какой политический режим называется тоталитарным?

4. Назовите основную цель создания тоталитарного политического режима.

5. Какие средства использует власть для достижения поставленных целей?

6. Почему в некоторых странах, устанавливая тоталитаризм, власть сохраняла видимость демократии?

7. Объясните, почему при тоталитарном режиме ограничиваются не только политические права, но и право читать книги любых авторов, слушать музыку.

8. Тоталитарный режим ставит под особый контроль науку. Раскройте причины этой ситуации.

Перелистаем страницы истории

«За вашу и нашу свободу!»

В августе 1968 года народ Чехословакии решил свергнуть тоталитарный режим и провести демократические реформы. В ответ на это в страну были введены войска стран ОВД. 21 августа жители Праги увидели на улицах своего прекрасного города чужие танки. Некоторые граждане СССР одобрили этот поступок властей, кто-то остался равнодушным: «не мое дело», многие осудили, но молча, про себя. И лишь семь человек осмелились открыто заявить о своей позиции. 25 августа 1968 года на Красной площади, около Лобного места, они начали демонстрацию протеста. Семеро отважных развернули самодельные плакаты, на одном из которых было написано «За вашу и нашу свободу!», а на другом «Руки прочь от ЧССР!» Маленький флажок Чехословакии, развевавшийся на ветру, был символом солидарности с народом страны, попавшей в беду. Но долго эта акция в те годы продолжаться не могла: демонстранты были арестованы.

Вскоре состоялся суд. В заключительном обвинении было написано: «Демонстранты вступили в преступный сговор, заранее изготовив плакаты с текстом, содержащим заведомо ложные измышления, порочащие советский государственный и общественный строй». Семь смельчаков, попытавшихся реализовать свое право на свободу слова, записанное в Конституции СССР, были приговорены к длительным срокам заключения.

1. Как вы считаете, можно ли этих людей назвать героями?

2. Объясните, как вы понимаете надпись на плакате: «За вашу и нашу свободу!» Какое отношение завоевание свободы в Чехословакии имело к свободе в СССР?

3. Прочитайте выдержку из обвинительного заключения и раскройте причину, по которой суд обвинил участников демонстрации в том, что они не совершали.

4. Согласно Конституции СССР гражданам предоставлялось право свободы слова, собраний, митингов. Чем вы можете объяснить тот факт, что людей, которые воспользовались этим правом, судили?

По страницам интересных книг

Если вам интересно, чем закончилась история Республики Южного Креста, рассказанная В.Я.Брюсовым, можете прочитать ее окончание.

В.Брюсов

Республика Южного Креста

(Отрывок)

Спустя 20 лет после возникновения Республики появились люди, заболевшие странной болезнью. Она получила название – заболевание «противоречием». Заболевшие люди начинали сами противоречить своим желаниям – хотят одного, но говорят и делают другое. Например, больной, намереваясь идти влево, поворачивает вправо; думая поднять шляпу, чтобы лучше видеть, нахлобучивает ее себе на глаза и т.д. Сознавая неразумность своего поведения, больной приходит в крайнее возбуждение, доходящее часто до исступления…

Так как распознавание болезни в ее начальных стадиях очень затруднительно, то хроника первых дней эпидемии полна комических эпизодов. Заболевший кондуктор метрополитена, вместо того чтобы получать деньги с пассажиров, сам платил им. Уличный стражник, обязанностью которого было регулировать движение, путал его в течение всего дня. Посетитель музея, идя по залам, снимал все картины и разворачивал их к стене. Но несколько случаев иного рода вскоре остановили поток шуток. Первый состоял в том, что врач, заболевший «противоречием», прописал одной девушке средство, безусловно, смертельное для нее, и пациентка умерла. В тот же день из дома, где помещались городские милиционеры, двое больных расстреляли из пулемета мирно гулявшую толпу. Несмотря на все принятые меры, эпидемия не ослабевала, а усиливалась с каждым днем. И скоро все были охвачены стихийным ужасом. Началось бегство из Звездного города. Станции электрических дорог осаждались громадными толпами.

Председатель Городского Совета Орас Дивиль своей предприимчивостью, силой воли и мужеством заслужил вечную славу. Долгое время он поддерживал дисциплину и повиновение в среде народной милиции и городских служащих, охваченных ужасом перед общим бедствием. Вскоре в городе стала сказываться нужда в предметах первой необходимости. В середине июня стал ощущаться недостаток служащих на железных дорогах. 17 июня произошло первое крушение на Юго-Западной линии, причиной которого было заболевание «противоречием». 8 июля городу был нанесен один из самых страшных ударов – люди, наблюдавшие за деятельностью электрической станции, в припадке болезни поломали машины. Весь город, все улицы погрузились в абсолютный мрак. С поразительной быстротой у всех обнаружилось падение нравственного чувства. Культурность, словно тонкая кора, упала с людей, и в них обнажился дикий человек, человек-зверь, каким он, бывало, рыскал по Земле. Утратилось всякое понятие о праве – признавалась только сила.

В этот последний период трагедии Орас Дивиль не мог, конечно, помочь всему населению. Но он устроил в здании ратуши приют для всех сохранивших разум. Входы в здание были забаррикадированы и постоянно охранялись стражей. До последнего дня Дивиль вел журнал всего происходившего. Последняя запись относится к 20 июля. Дивиль сообщает в ней, что обезумевшая толпа начала штурм ратуши и что он принужден отбивать нападение из револьверов. «На что я надеюсь, – пишет Дивиль, – не знаю. Но я до конца исполню мой долг!» Это его последние слова.

1. Как вы думаете, почему граждане Республики Южного Креста заболели «противоречием»?

2. Чем страшно заболевание «противоречием»?

Для тех, кто хочет знать больше

Ильин Иван Александрович (1882-1954) – русский философ и политический публицист. В 1922 году И.А.Ильин вместе с другими выдающимися учеными России был выслан за границу. В газете «Правда» об этом трагическом событии было написано: «По постановлению Государственного политического управления были высланы за границу наиболее активные контрреволюционные элементы из среды профессоров, врачей, литераторов…» Чтоб успокоить общественное мнение, в этой же статье говорилось: «…среди высланных почти нет крупных имен». А между тем на пароходе, вывозившем «контрреволюционные элементы», находились известные ученые и писатели: Н.Бердяев, Р.Виппер, С.Франк, С.Булгаков, Л.Карсавин и многие другие. Впоследствии пароход, вывезший за границу славу российской науки, получил название «Философский пароход».

Кампучия – государство в Юго-Восточной Азии, на юге полуострова Индокитай. Столица – город Пномпень. С 1863 по 1976 год это государство называлось Камбоджа.

Концентрационные лагеря (от лат. concentration – сосредоточение) создаются в странах с тоталитарными режимами для изоляции противников режима и подавления сопротивления. Первые концентрационные лагеря были организованы испанцами в 1895 году в начале освободительного восстания на Кубе. В фашистской Германии в концентрационных лагерях содержались не только немцы – противники режима, но и военнопленные, тысячи из которых подвергались пыткам, бесчеловечным медицинским экспериментам, а сотни тысяч были сожжены в газовых печах. В СССР система концентрационных лагерей получила название ГУЛАГ (Главное управление лагерями) по первым буквам ведомства, осуществлявшего управление ими. Сотни тысяч советских людей прошли через застенки ГУЛАГа. Немногим из них удалось выжить. О страшных годах, проведенных в ГУЛАГе, некоторые из узников написали воспоминания.

Корейская Народно-Демократическая Республика – государство в северной части Корейского полуострова и прилегающей части материка. В 1945 году единое Корейское государство было разделено на КНДР и Республику Корею (в южной части полуострова). КНДР приступила к строительству социалистического общества. С 1948 по 1994 год страной правил Ким Ир Сен, установивший режим единоличной власти.

Репрессии (от лат.repression – наказание) – карательные меры, целью которых является подавление сопротивления инакомыслящих.

Цензура – система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. В Западной Европе цензура возникла в XVI веке, а в России – в XVIII веке. За время своего существования в нашей стране она то отменялась, то возникала вновь. Достаточно жесткой была цензура в годы советской власти. Тогда под запретом находилось большое количество произведений разных жанров, направлений и отраслей человеческой деятельности. Конституция РФ 1993 года цензуру запретила.

Чехословакия – государство в центральной Европе, образовано в 1918 году на чешских и словацких землях. С 1990 года Чехословакия существовала как федеративное государство – Чешская и Словацкая Федеративная Республика (ЧСФР). В 1993 году ЧСФР прекратила существование. На ее территории образовалось два государства: Словацкая Республика и Чешская Республика.

Американский президент Т.Джефферсон считал, что «лекарством от зла, привносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа в целом можно ожидать несправедливостей меньше, чем от правящего меньшинства». Как вы думаете, какое зло приносит или может принести демократия? Что имеет в виду Т.Джефферсон под «еще большей демократизацией»? Какие еще полномочия можно дать народу, чтобы несправедливостей стало меньше? Согласны ли вы с Т.Джефферсоном, что если народу дать больше власти, то несправедливостей будет меньше. Свою точку зрения подтвердите аргументами.

Назовите страны, в которых после победы буржуазной революции была установлена ограниченная монархия. Какую роль играет монарх в ограниченных монархиях?

Опираясь на Конституцию России, определите форму правления и политический режим в нашей стране.

Используя свои знания по истории и обществознанию, назовите, чем афинская демократия отличалась от современной.

Познакомьтесь со следующими точками зрения и ответьте на вопросы.

«Когда одному и тому же лицу или одному и тому же составу должностных лиц предоставлены вместе законодательная и исполнительная власти, тогда нет свободы, потому что можно опасаться, что монарх или сенат будут создавать тиранические законы, чтобы тиранически исполнять их. Нет также свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной. Если бы она была соединена с исполнительной властью, судья обладал бы значительной силой, чтобы сделаться угнетателем» (Ш.Л.Монтескье, французский философ-просветитель XVIII в.).

«Судебная власть создает наименьшую угрозу правам человека, так как исполнительная власть имеет меч, законодательная располагает кошельком, а у судей одна только мудрость» (А.Гамильтон, американский политик, один из создателей Конституции США).

«Президент, которого заботят будущие выборы, руководствуется не столько интересами страны, сколько желанием быть популярным» (Д.Вашингтон, первый президент США).

«При людском благородстве – допустим любой добропорядочный строй, при людском озлоблении и шкурничестве – невыносима и самая развитая демократия. Если в самих людях нет справедливости и честности – то это проявляется при любом строе» (А.И.Солженицын, современный русский писатель).

С какой точкой зрения вы согласны полностью, согласны частично, не согласны совсем? Обоснуйте свою позицию. А может быть, вы разделяете все представленные позиции? Но и в этом случае вам нужно обосновать свою точку зрения.

Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте