search
main
0

Под патронажем президента

Избранные школы, объединенные в президентскую сеть, – единственное в России новообразование. Аналог есть в Великобритании – королевская группа школ, но суть там другая. Это частные элитные заведения для богатых. В Якутии президентская школа – государственное учебное заведение, которое обязано обеспечить усвоение программ начального, основного, среднего (полного) общего образования, профильное и углубленное изучение отдельных предметов. Это основа образовательной деятельности всех президентских школ, от которой каждая вольна оттолкнуться так, как считает необходимым, верным, продуктивным. Поэтому такая школа должна иметь свою концептуальную модель развития учебно-воспитательного процесса, оригинальные механизмы реализации и, главное, качественный результат своей работы.

Сейчас в сеть входят 22 учебных заведения республики: гимназии, училища, колледжи, лицеи, Высшая школа музыки, Республиканское хореографическое училище.

Их развитие предполагается в четырех обязательных направлениях: этнокультурной, оздоровительной, образовательной, научно-методической и информационно-технической.

Разработан целый ряд факторов, позволяющих приобрести или лишиться статуса президентской школы. Такое решение может вынести попечитель – президент – по рекомендации министерств образования, культуры, по делам молодежи, физической культуры и спорта РС (Якутия) и совета президентских школ. А основанием этому служит целый ряд высоких требований, которым нужно соответствовать.

Уровень ее – нечто среднее между обыкновенной общеобразовательной школой и вузом. Во-первых, потому что здесь ведется активная научно-исследовательская работа не только педагогов, но и учеников. Многие учителя имеют ученые степени, создают авторские программы, учебники. За каждой школой закреплен консультант из Академии наук РС (Якутия). Учащиеся тоже приобщаются к научной деятельности: успешно участвуют в научно-исследовательских экспедициях, республиканских, российских, международных конференциях, конкурсах, олимпиадах. Эти попытки научных исследований уже стали конкурентоспособными не только на российском уровне. Тому подтверждение – конференция молодых исследователей “Шаг в будущее” и национальное соревнование молодых ученых Европейского Союза, куда были отобраны 14 работ якутских школьников, среди которых большая часть принадлежит учащимся президентских школ. Во-вторых, президентская школа должна быть своеобразным центром научно-методической, интеллектуально-просветительской работы с педагогическими кадрами, родителями, населением, общественностью – все то, что растеряла школа в последние годы. Такую школу можно представить в роли своеобразного локомотива, толкающего всю систему образования республики.

Взять, к примеру, одно из основных направлений – общеобразовательный уровень. Здесь углубленное изучение иностранных языков, истории и культуры своей страны является обязательным, а что касается учителей, то в идеале иностранным языком должны владеть все. Особое внимание уделяется дифференцированному обучению с учетом дальнейшего выбора профессии, поэтому школе предоставляется право варьирования временем, отводимым на изучение предмета. Важная роль принадлежит межпредметной учебной деятельности, а чтобы сделать этот процесс наиболее продуктивным, школа сотрудничает с учеными, специалистами в соответствующих областях наук. Поскольку президентские школы, как правило, имеют неплохую материально-техническую базу, это позволяет им иметь доступ к огромным массивам информации, дает возможность включения в мировое образовательное пространство через системы дистантного обучения и Internet.

Помните: конец 80-х, перестроечная реформа образования, масса разговоров, диспутов, спорных идей? Пожалуй, тогда школа почувствовала и осознала свою закостенелость, неповоротливость, наконец-то она получила импульс к поиску новых путей развития. Результатом тогдашнего всплеска идей, порыва к невозможным ранее проектам стал бум начала 90-х, когда, как грибы после дождя, стало рождаться и исчезать, снова рождаться огромное количество инновационных, как теперь принято говорить, образовательных учреждений.

Эта буря не обошла и Якутию, учитывая тот факт, что здесь всегда не чурались попробовать что-нибудь новенькое, сделать это если не первыми, то по-своему и желательно лучше всех.

Но и эта волна прошла. Выдержали ее самые сильные. У них появились своя репутация, опыт, результаты, их знают, к ним стремятся попасть. Подобные школы открываются теперь не так часто, к ним долго присматриваются, чтобы принять в свой сложившийся круг. Сегодня перед школами нового типа встала новая задача, и, наверное, не только в Якутии: выжить в нынешние времена, продолжать развиваться.

В Якутии эту проблему уже попытались решить, и, как всегда, оригинально. В марте 1997 г. в республике была создана сеть президентских школ, которая объединила образовательные учреждения повышенного уровня. Ее патронаж осуществляет президент Республики Саха М.Николаев: курирует развитие, следит за успехами. Особенность якутского президента – в предпочтении будущим поколениям, образованию, и многие ругают его за это.

Какие еще преимущества есть у президентских школ и что дает им престижное название? Главное, этим они уже выделены за успехи и теперь должны каждый раз поднимать планку, сохраняя свой авторитет. Им повезло в том, что большинство из них было организовано в начале 90-х, когда ими еще не пресытились и старались поддерживать хотя бы из интереса. Сейчас основать подобную школу гораздо труднее, особенно в последние год-два, когда с трудом выживают уже существующие.

Не будем скрывать, что в президентские школы принимают отобранных детей, прошедших жесткое тестирование, иногда экзамены. Сюда не попадут середнячки, здесь учатся лучшие, и среди них – всегда конкуренция.

Как ни крути, а получается элитарное образование. Слово “элита” у нас чаще всего произносится с негативным оттенком, но нужен ли он в нашем случае? Вопрос сложный. Не приветствовать создание таких школ вряд ли возможно. Вспомните Канта: “Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого”.

Гимназия не простая. Национальная

Наука этнопедагогика в свое время вынесла достаточно гонений, и до сих пор есть немало спорных мнений по ее поводу. Но утверждать ее бесполезность уже вряд ли кто будет, и в этом трудно не согласиться с мнением академика, зав.лабораторией этнопедагогики Института развития личности РАО Г.Н.Волкова, что “каждый народ независимо от того, большой он или малый, вносит свой вклад в мировую педагогическую сокровищницу. Самое же главное – традиционная многовековая система воспитания несет для каждого народа, создавшего ее, спасительные функции”.

На рубеже 80-90-х это остро ощутили в Якутии, особенно в крупных городах, где больше всего сказывается влияние поликультурной среды, размывающей национальные ориентиры. Среди многих, кто столкнулся с этим, был нынешний директор Якутской городской национальной гимназии (ЯГНГ), а тогда совсем молодой учитель географии Н.К.Чиряев.

– Я работал в городской школе и вел русские классы, где обучение полностью на русском языке, и якутские, в которых преподавался якутский язык и учились дети-якуты. Очень скоро я понял, что те и другие отличаются, как небо от земли. В русских классах работать было гораздо легче: дети схватывали на лету, были бойкими, инициативными. Но зато в таких классах дети-якуты полностью подчинялись окружающей их среде, стеснялись говорить по-якутски, некоторые совсем не знали родного языка. Плюс ко всему была общая беда – нежелание учиться, и чем ближе к выпускному классу, тем больше. Нужно было срочно что-то предпринимать, чтобы решить обе трудности. Так родилась инициативная группа по созданию национальной школы, позже эта идея вылилась в проект национальной гимназии.

Из концепции развития новой модели ЯГНГ: “Для формирования самостоятельной и цельной натуры, деятельного и творческого феномена культуры как необходимого условия создаются тип и модель новой школы – ЯГНГ. Она исходит из исторических опытов созданий гимназий античной эпохи, европейского Запада и дореволюционной России. Вместе с тем учитывает современную ситуацию социально-экономического развития северной республики, национально-культурных традиций народов Якутии”.

Отличие национальной гимназии от общеобразовательной школы в том, что она ставит первейшей целью сохранение духовной ауры своего народа, воспитание детей в соответствии с культурными, философскими принципами якутского народа. В этом смысле Николай Константинович Чиряев продолжает дело, начатое его отцом, заслуженным учителем Республики Саха К.С.Чиряевым, всю жизнь занимавшимся проблемами народной педагогики. Но, очевидно, сын пошел дальше отца и сделал ставку не только на сохранение национального духа, но и на будущее с его промышленным и техническим развитием, выходом на международные экономические и культурные связи. Все это должен предусмотреть учебно-воспитательный процесс.

В последние годы в городе появилось очень много детей из улусов, а им особенно трудно адаптироваться здесь. Они хотят учиться, потому что гимназия – оптимальный вариант для погруженного в родную среду ребенка.

– В начальных классах у нас равные условия для всех – обучение ведется на якутском языке, – рассказывает Николай Константинович. С пятого класса переход на русский язык обучения, с обязательным упором на него. Поначалу родители с опаской отдавали к нам детей, видимо, из-за недопонимания нашей концепции: боялись перегиба в сторону национального, излишнего насаждения народных традиций. Но у нас национальное, в хорошем смысле этого слова, – естественный фон, на котором происходит становление человека нового типа, саморазвивающейся личности.

Из концепции ЯГНГ: “Способность к самоопределению учащегося выражается в умении растить себя, управлять собой, отвечать за себя, быть свободным в своих помыслах и поступках от любого диктата. Это предполагает постановку новой цели и нового содержания образования, выявление и сохранение индивидуальности ребенка и создание духовного ребенка, т.е. обретение индивидуальности “в себе”.

Получается, что концепция гимназии в целом направлена на развитие личности, к чему в идеале должна стремиться любая школа. Под эксперимент в ЯГНГ разработан специальный исследовательский проект, включающий диагностику (пройденный уже этап) и сам экспериментальный процесс, в ходе которого разрабатывается модель интеллектуально-творческой личности учащегося, развивающейся на основе философского, педагогического, психологического мировоззрения народа. Во многом это стало возможным благодаря сильному преподавательскому составу. Из 34 учителей 3 кандидата наук, 1 заслуженный учитель школы РФ, 5 учителей-методистов, 4 аспиранта, и каждый старается внести свою лепту в решение научной проблемы. К примеру, за прошедшие пять лет учителями гимназии М.С.Слепцовой и доцентом физического факультета ЯГУ Л.Е.Слепцовым были созданы оригинальные авторские учебники по физике на якутском языке с 7-го по 11-й класс. “Этими учебниками решается уникальная задача – укрепление духовно-нравственной связи знаний по физике с жизнью якутского народа. Такого этнопедагогического подхода никто в мире еще не осуществлял”, – отметил научный консультант гимназии академик Г.Н.Волков.

– Мы первые на этом пути, – говорит Чиряев. – Подобный опыт нигде не описан, поэтому часто приходится идти на ощупь. Сегодняшняя наша цель – выработать стандарт национального гимназического образования, определить минимум возможностей, предоставляемых гимназией ученику, и минимум обязательного усвоения содержания образования. Оберегая здоровье ребенка, мы предлагаем ему достичь только этого минимума, дальше свои возможности он определяет сам. Но без тесного контакта с детьми, с родителями вряд ли получилось бы все так, как оно есть. Образовательный процесс у нас идет по двум направлениям: гуманитарному и физико-математическому. Раньше это деление происходило в 7-м классе – прежние классы расформировывались и по результатам тестирования формировались новые, с углубленным изучением. Но, оказывается, нашим детям в этом возрасте было психологически трудно переориентироваться на новое окружение, обстановку, тут уже (смеется) и любовь начинается такая, что расстаться не могут на урок. Поэтому с прошлого года мы решили сделать углубленное изучение предмета с 5-го класса. Многие говорят, рано. Но мы сначала посмотрим, что из этого получится, а потом, если будет надо, изменим. А пока начали работать над созданием третьего направления – углубленного изучения предметов естественного цикла. Ребята с такими способностями вынуждены идти в физматклассы, а это не одно и то же.

От себя добавлю, что стандарт образования, о котором говорил Николай Константинович, предусматривает изучение английского языка с 1-го класса, с 5-го добавляется второй иностранный язык. Все учителя иностранного языка прошли стажировку за рубежом. На базе гимназии в этом году открылась Оксфордская школа дистантного обучения. С ее помощью будут готовить учащихся к поступлению в королевскую группу школ Великобритании.

В 1997 году ЯГНГ вошла в сеть президентских школ республики, стала лауреатом республиканского, а затем и российского конкурса “Школа года-98”. Деятельность Н.К.Чиряева также была отмечена в 1997 г. в республиканской номинации “Директор года”. Но это все – этапы начала пути. Главный результат, считает Чиряев, еще впереди.

Ольга СЛЕПЦОВА

Якутск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте