Тема воспитания толерантности в отношении людей разных национальностей ненова, но на сегодняшний день является одной из самых актуальных, так как почти в каждом классе есть ребенок, который родился в одной из бывших республик СССР, а проживает и обучается в России.
Важно донести до детей, что мирное сосуществование людей в стране, да и в целом на планете, дает им возможность свободно общаться в любом обществе и комфортно чувствовать себя в разных уголках мира.В моем классе тоже учится девочка, которая родилась в Латвии, но проживает в России. Ее родители – граждане Латвии, но связывают свое будущее с нашей страной. Летом девочка ездит к бабушке и проводит в Латвии большое количество времени, при этом сталкивается с разными мнениями о России. Взяв за основу этот сложный вопрос, я и подготовила урок на тему «Мы разные, но мы вместе».В конце урока дети должны были самостоятельно сделать следующие выводы: нужно быть толерантным по отношению к другим людям, хорошо знать историю своей страны и других стран, уметь пользоваться внешними источниками информации о культуре того или иного народа (музеи, библиотеки, художественные галереи, архивы).История взаимодействия Латвии и России уходит корнями в давние времена, поэтому для разговора об этих двух государствах просто необходимы разнообразный познавательный материал, подбор значимых фактов и музейные экспонаты.Вообще надо сказать, что современный мир одновременно прекрасен, разнообразен и сложен для учеников начальной школы. Дети этого возраста всесторонне развиты, они свободно владеют Интернетом, уже имеют свое представление о мире. Так что неудивительно, что к третьему классу они стали интересоваться политикой, задавать, в частности, вопросы о СССР.Начали мы наш разговор с того, что я рассказала детям легенду, как боги создавали людей из глины. В результате получились люди разного цвета кожи, разных национальностей, и сейчас все они являются жителями нашей планеты. К уроку были подготовлены видеоролики с высказываниями по теме толерантности. Ролик на основе стихотворения «Разноцветная планета» помог ребятам сделать вывод, что мир, полный разных красок, как цветы на лугу, очень красив и интересен. Далее разговор пошел о России как о стране, богатой своими недрами и красотой природы, о том, что в ней мирно проживает большое число людей разных национальностей и вероисповедания. Затем я рассказала детям о Союзе Советских Социалистических Республик, показала его границы, символику и перешла к разговору о бывших республиках, входивших в его состав. Использование музейных экспонатов очень оживило эту часть урока, прикосновение к реальным артефактам истории еще больше усилило интерес детей к теме и позволило им окунуться в события того времени.В следующей части урока выступила ученица родом из Латвии с проектом о своей родине. Она рассказала о том, где родилась, о своих родных и близких – чем они занимаются, о любимых достопримечательностях, музеях, театрах, а главное – о том, что в Латвии живут такие же люди, как и в России. В заключение она сказала, что дружественные отношения между Латвией и Россией дают ей возможность свободно пересекать все границы и не лишаться общения со своими близкими людьми. Мои ученики пришли к выводу, что надо беречь исторические артефакты для передачи их будущим поколениям, знать историю мира и родной страны, а также своей семьи, посещать музеи, библиотеки, сохранять материалы, свидетельствующие о том или ином событии.В конце урока под аккомпанемент песни «Я, ты, он, она» мы выложили на доске солнце из маленьких эмблем нашего класса. Затем все вместе написали добрые пожелания людям всей планеты между лучиками получившегося солнышка.Алла ХУСЯИНОВА,учитель школы №1944
Комментарии