Вузы меняются, и в лучшую сторону. К такому выводу пришли эксперты, проводившие проверку качества условий осуществления образовательной деятельности в университетах. Например, в компании «Верконт Сервис», являющейся основоположником современного формата проведения процедуры независимой оценки качества (НОК), считают, что инфраструктура вузов разительно отличается от той, что существовала 3‑5 лет назад.
Как рассказал председатель Общественного совета НОК, заместитель директора ФГБНУ «Аналитический центр» Сергей Марченко, для получения объективной информации представители экспертного сообщества выезжают в регионы, изучают сайты учебных заведений, проводят анкетирование обучающихся. Полученные и обработанные результаты направляются в Минобрнауки РФ, которое в свою очередь информирует о них вузы. Далее каждое учебное заведение формирует план действий по устранению недостатков.
По словам эксперта компании «Верконт Сервис» Алексея Ганеева, критерии, на которые опирается НОК, едины. Это доступность и открытость информации о деятельности, комфортность условий обучения, доброжелательность сотрудников, удовлетворенность студентов и доступность услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Всего же показателей критериев для системы образования четырнадцать, девять из них ориентированы на результаты анкетирования участников образовательного процесса. Поэтому для того, чтобы опрос был объективен, в анкете предусмотрено несколько уточнений по каждому из девяти показателей.
В процедуре НОК с 2020 по 2022 год приняли участие 869 вузов из 83 регионов. За три года положительной динамики не было лишь по одному критерию – доступность услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это объясняется тем, что оборудование для обеспечения доступной среды дорогостоящее, не все вузы могут его приобрести. В целом, если брать за основу стобалльную шкалу, ни одна образовательная организация за прошедшие три года не получила 100 баллов. Средняя интегральная величина составила 95 баллов.
Что касается Петербурга и Москвы, то их оценка составила около 94,7 балла и 94,5 балла соответственно. Любопытно, что в отличие от столиц в лидеры по созданию условий выбиваются те регионы, где работают всего 1‑2 вуза. Как правило, туда вкладываются все возможные средства с целью привлечь молодежь и затем (по окончании вуза) оставить ее в регионе.
В то же время эксперты отмечают, что одна из положительных тенденций последних лет – это создание комфортных зон отдыха для студентов. Также увеличивается количество отремонтированных площадей, приводятся в порядок общежития, появляются инфоматы, которые помогают в том числе студентам с ОВЗ. Процедура НОК стала своеобразным стимулом для активной работы студсоветов. Многие инициативы по улучшению инфраструктуры, условий обучения и проживания исходят от самих ребят, которые начали относиться к вузу как к дому.
Как отметила заместитель председателя Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Анна Степанова, при проведении процедуры НОК важна выборка респондентов, потому что мнения первокурсника и выпускника различны. Отрадно, что в опросе принимают участие не только студенты, но и профессорско-преподавательский и административный состав вуза, поэтому результаты анкетирования позволяют оценить жизнь вуза более объективно и увидеть то, что нуждается в доработке.
Если говорить о таком показателе, как доступная среда для лиц с ОВЗ, то проблема Петербурга в том, что многие университеты располагаются в исторических зданиях, в которых без согласования нельзя проводить ремонт. И тем не менее Анна Степанова подчеркнула, что подавляющее большинство университетов стараются находить такие решения, чтобы ресурсами вуза мог пользоваться любой, кто в этом нуждается.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии