Главный критерий, превращающий обыкновенный школьный учебник в бестселлер книжного рынка, – степень его популярности среди учителей. Издатели могут сколько угодно разукрашивать обложки книг, привлекать к написанию учебников остепененных светил науки, рекламировать свою продукцию в престижнейших СМИ… Тем не менее все эти хлопоты окажутся тщетными, если книга не приживется в школе, если ее содержание не будет работать в унисон с мыслью педагога, содействовать его конечной цели.
Понимание непреложной истины, что педагог является высшей инстанцией в оценке учебной литературы, заставило одного из ведущих в стране производителей книг для школы – Издательский дом “Дрофа” – выступить в прошлом году инициатором проведения в рамках домашнего задания конкурса “Учитель года России”, оригинального конкурса на составление учителями лучшей рецензии на свои учебники. Результаты не заставили себя ждать. Если в 1997 году в конкурсе приняли участие 44 финалиста, то в этом году свои рецензии прислали 64 учителя.
Вся критика и рекомендации по совершенствованию учебной литературы, высказанные педагогами, обязательно будут учтены при переиздании книг “Дрофы”. Причем имена рецензентов, внесших существенные изменения в доработанный учебник, предполагается помещать в книгу наряду с авторами издания.
В этом году качественный уровень представленных учителями рецензий превзошел все ожидания. Это оригинальные по форме, высокопрофессиональные по содержанию работы, соперничающие по глубине анализа с рецензиями маститых ученых. В “Дрофе” собранный материал рассматривают не иначе как “золотой фонд” издательства. Органичное вплетение конкурса рецензий в канву конкурса “Учитель года России” доказывает тот факт, что большинство лауреатов-рецензентов вышли в финал заключительного этапа основного конкурса. Так, в номинации “Естественно-математические дисциплины” лучшей была признана рецензия учителя физики из Рязанской области Сергея МАРТЫНОВА, он же стал и абсолютным победителем конкурса рецензий.
В номинации “Гуманитарные дисциплины” победила преподавательница литературы гимназии ? 139 г.Омска Полина ТОКАРЕВА. Номинацию “Начальная школа” возглавил учитель изобразительного искусства, труда и черчения из Чувашии Александр СЕМЕНОВ.
Интересно, что сами финалисты конкурса “Учитель года России-98” высказали ряд замечаний по совершенствованию конкурса рецензий. Главное пожелание – увеличить срок по ознакомлению с рецензируемой литературой, опробовать новые учебники в ходе самого процесса обучения школьников. Всего этого можно достичь, включив конкурс рецензий в круглогодичную программу подготовки конкурса “Учитель года России”.
Также учителями высказывались и другие рекомендации. К примеру, предлагалось ввести защиту своих рецензий на заключительном этапе конкурса самими финалистами, что, по мнению педагогов, докажет глубину анализа содержания учебника. Немаловажны были бы встречи рецензентов-учителей с авторами учебников, что называется, “лицом к лицу”. Одним словом, потенциал конкурса рецензий велик и требует своего развития.
Александр КУЛИКОВ
Комментарии