Ни для кого не новость, что в настоящее время престиж педагогического образования невысок. В школах не хватает молодых учителей. Налицо потребность в качественных изменениях подготовки специалистов. Необходимо принятие мер по повышению уровня педагогического образования, усовершенствованию его содержания, корректировке учебной литературы педвузов (особенно важны книги по педагогике и психологии).
О том, какие изменения в ходе модернизации происходят с учебным книгоизданием для будущих учителей, мы побеседовали с начальником отдела содержания педагогического образования Натальей КАЛИННИКОВОЙ.
– Наталья Геннадьевна, как на сегодняшний день обстоят дела с учебным книгоизданием?
– Нужно сказать, что прошел тот период времени, когда были большие проблемы с изданием каких-либо пособий, научных монографий. Сейчас издательства активно работают, сотрудничают с Министерством образования, получают оценку качества в виде грифов – учебно-методического объединения или министерства. Наличие грифованной литературы является важным аспектом для всех вузов. Это связано и с качеством образовательного процесса, и с требованиями аттестации, ведь до 60% учебной литературы должно иметь грифы. Также вузы используют авторские разработки, отражающие специфику научных школ, и учебные пособия по дисциплинам национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.
– А все ли учебники, предназначенные для учреждений высшего педагогического образования, востребованы?
– Наш отдел точной статистики на этот счет не имеет. Но в ходе разработки программы модернизации педагогического образования, когда мы обсуждали проблемы материально-технической базы педвузов, в частности оснащение вузовских библиотек, речь шла о том, что вузы не могут позволить себе приобретать все книги, которые сейчас выходят, как бы востребованы они ни были. Особо хочется выделить учебные издания по педагогике и психологии – наукам, которые активно обновляются в настоящее время. При таком большом количестве учебных пособий (а ведь с каждым годом появляются все новые и новые) необходимо проанализировать и определить качество и пригодность каждого из них. Не секрет ведь, что профессиональные знания студентов во многом зависят именно от тех учебников, по которым они учатся.
– А как, по вашему мнению, модернизация способна повлиять на количество и качество учебников, которые сегодня используются в педвузах?
– Обновление содержания высшего профессионального педагогического образования в соответствии с утвержденной Программой модернизации педагогического образования в том числе связано с необходимостью корректировки требований к содержанию учебной литературы. Важная часть программы – проект по апробации учебников и учебных пособий по педагогике и психологии, выполняемый Московским педагогическим государственным университетом. С учебными изданиями работает большой коллектив ученых-экспертов из различных педвузов России. Им нужно определить эффективность использования книг при решении задач подготовки специалистов дошкольного, среднего, специального, дополнительного, начального и среднего профессионального образования, составить перечень рекомендуемых для педвузов учебных изданий по педагогике и психологии, сформулировать требования к учебникам нового поколения. Доведение существующих пособий до уровня современных изданий – еще одна важная задача модернизации педагогического образования.
– А когда будет завершен этот проект?
– Он будет завершен в декабре этого года, и на основании составленного перечня учебников по педагогике и психологии предполагается утвердить федеральный комплект пособий и направить его в педагогические вузы, чтобы у них был своего рода образец. В 2003 году Министерство образования организовало поставку электронных учебных изданий для общеобразовательных школ (так называемую школьную медиатеку, состоящую из 27 наименований учебно-методических пособий на компакт-дисках). Такая же специализированная поставка была осуществлена в 2001 и 2002 годах для поселковых и сельских школ. Поэтому главной целью данного мероприятия было сделать так, чтобы учителя к моменту окончания педвуза имели представление об этом комплекте и умели с ним работать непосредственно на местах.
– Какие принципы, кроме указанных ранее, положены в основу апробации?
– Это приоритетность национально-государственных интересов России в задачах и направлениях воспитания, обеспечение методологического единства содержания психолого-педагогической подготовки, учет изменившейся социокультурной среды, учет воспитательной направленности предмета, его роли в образовательном процессе и в становлении личности учителя, соотнесение содержания с задачами модернизации российской школы, сочетание теоретических знаний и практических умений, ориентация на подготовку учителя к возможной работе в профильной старшей школе.
– Как вы считаете, какими должны быть обновленные учебники по педагогике и психологии?
– Учебники должны содействовать приобретению общих педагогических и психологических знаний и умений, формировать типичные качества учителя, вводить в круг психологических проблем, с которыми будущему учителю придется столкнуться в школе. Но в этом направлении нам еще предстоит много работы.
Комментарии