search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение Школьница из Костромской области победила в суперфинале конкурса чтецов «Живая классика» ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Более 250 советников по воспитанию из семи регионов пройдут обучение в Омском педуниверситете Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов В регионах появились первые стобалльники Педагогам ЮФО рассказали, как использовать конструктор рабочих программ и учебных планов Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения
0

Под градусом патриотизма

Записки Виктора Болотова

У всех на слуху скандал с учебником по экономике за авторством Игоря Липсица, к которому предъявили претензии по поводу якобы его «непатриотичности». Попробуем подняться над проблемой и поговорить о ней отвлеченно.

Многие помнят, какой резонанс вызвали в свое время сборники задач по математике и физике Григория Остера, написанные им в точном соответствии с его же «Вредными советами»: «Толя поспорил с Колей, что съест 5 баночек гуталина, а съел только 3. Сколько баночек гуталина не смог осилить Толя?», «Если схватить Петю и резко встряхнуть, из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки, кусочки свинца и 144 рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления природы?» и так далее. Многие сильно возмущались, чему автор учит детей, как вообще такое возможно!
Но это по большому счету просто проблемы восприятия юмора, пусть и «черного». Кто шуток не понимает, тому оно противопоказано. А ведь бывают и другие крайности, когда в книгах, предназначенных для школьников, публикуют рецепты взрывчатых веществ, способы приготовления ядовитых и наркотических веществ. Это уже совсем другой уровень претензий. Есть и гораздо более грубые примеры. Например, в одном учебнике истории автор предлагал ученикам доказать, что в России в 90‑е годы XX века произошел переворот. Этот и другие, подобные ему, примеры, конечно же, вызывают озабоченность как у экспертов, так и у простых граждан.
Однако давайте задумаемся: а что вообще должно и чего не должно быть в учебнике, который призван не только обучать, но и воспитывать, укреплять нравственность ребят? Как минимум там не должно содержаться информации, которая нарушает законодательство, учит плохому (в контексте УК).
У умного учителя упомянутый задачник Остера не вызовет никакой болезненной реакции. Он ведь и так понимает, что нормальные дети никогда не будут воспринимать описанное как руководство к действию, ведь у них уже сформированы паттерны «что такое хорошо» и «что такое плохо». И хороший учитель всегда найдет возможность обыграть любую ситуацию, в том числе и остеровскую, так, чтобы заставить ее служить на пользу образовательного процесса.
Что же до патриотизма, то, конечно же, можно написать в учебнике очень много хорошего про свою страну, сказать, что Россия – родина слонов, наш президент самый лучший в мире и у нас вообще все замечательно. Можно даже заставить детей все это выучить и сдать на «отлично». Но опыт СССР показывает: если изучаемое идет вразрез с наблюдаемым ежедневно, толку от заученного материала ноль, а двоемыслие никогда не способствует душевной гармонии.
О том же самом говорит нам и опыт христианства, которому более 2000 лет. Можно выучить все заповеди и даже все Священное Писание, но, если оно не проникло тебе в сердце, не стало частью тебя, ты всегда будешь говорить одно, а делать другое. Что плохо, по сути.
Учебник не обязан реагировать на сиюминутную конъюнктуру рынка. Вот сейчас мы под санкциями, а через год, скажем, их снимут, так зачем же, спрашивается, весь учебник ориентировать под них? Между тем Липсица в этом и упрекают. Хотя это должно быть на совести учителя.
Не надо искать красных под кроватью. Иначе все это приведет к наступлению «черной сотни».

И последнее. Кардинал Ришелье сказал: «Дайте мне страницу текста, и я подведу автора под виселицу». Так вот, не стоит руководствоваться этим принципом, потому что однажды мы сами рискуем попасть в ту же самую ловушку.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте