Сразу в трех городах Тюменской области – Тюмени, Тобольске и Ишиме – в конце февраля прошел форум «Большая перемена». Папы и мамы, бабушки и дедушки смогли в полной мере почувствовать себя в роли первоклассников, прожив несколько часов по школьному расписанию и испытав, что же такое на самом деле представляют собой Федеральные государственные образовательные стандарты.
Учителям, впрочем, тоже пришлось вспомнить, каково это – сидеть за партой и отвечать на вопросы дотошных педагогов. Правда, учеба по новым образовательным стандартам заметно отличается от той, к которой мы все привыкли. ФГОС предполагают активное включение ребенка в процесс обучения. Ребенок добывает новые знания самостоятельно или в компании одноклассников, а педагог выступает только в качестве наставника, используя при этом компьютеры, проекторы, интерактивные доски, микроскопы и т. д.Несколько месяцев назад роль первоклашек примеряли на себя журналисты тюменских СМИ. Жертв и разрушений нет.Учителя начальных классов провели для взрослых учеников два урока точно так же, как обычно проводят для первоклашек. Одни постигали математику и грамоту, другие изучали предметы «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Занятия перемежались танцевальными переменами.По словам директора винзилинской начальной школы Натальи Росляковой, ей понравилось все – и занятие, и преподаватель. «Учительница умеет создать нужную атмосферу, учит самостоятельно себя оценивать, ставить задачи, определять, насколько они важны в ходе урока, – сказала Рослякова. – С ее помощью мы узнали, что такое задача, условия и требования, научились пересказывать сказки».Форум помог понять, что представляют собой современные внеурочные занятия в школе. Согласно требованиям новых ФГОС родители должны сами выбрать, чем будет заниматься их дитя всю неделю. На выбор им предложены занятия спортом, различными видами творческой деятельности, уроки психологии или информатики, экскурсии и т. д.Все это участники форума опробовали на себе. Например, в гимназии №1 занимались английским, развивали мелкую моторику, учились распознавать эмоции. В школе №15 взрослых учеников готовили к школьному балу, учили играть на музыкальных инструментах. В школе №70 было организовано хоровое пение, фехтование и риторика. В лицее №81 изучали ИКТ, а в школе №88 поставили сказку «Теремок».На специальном психологическом тренинге взрослые узнали много полезного. Например, как не допустить, чтобы их дети стали изгоями в классе. «Одна такая девочка учится вместе с моей внучкой, – рассказала Эрмильда Александровна, бабушка двух школьников. – Теперь я могу прийти на помощь учителю и по крайней мере своей внучке объяснить, почему эту девочку нельзя обижать и игнорировать».Занятия в каждой школе закончились брифингом с участием представителей Департамента образования Тюменской области. Ответы на устные и письменные вопросы в ближайшее время появятся на официальном портале органов государственной власти региона.Стоит отметить, что буквально пару лет назад аббревиатура ФГОС вселяла панику в родительские сердца, а учителя не знали, какого подвоха ждать от нововведения. Но сейчас страсти несколько поутихли. По словам директора Департамента образования и науки Тюменской области Алексея Райдера, регион готов к массовому переходу на новый подход к обучению.«Стандарты призывают каждого учителя взглянуть на свои методы и формы работы по-новому, а родителей – пересмотреть свою роль в общении с ребенком и его образовании, – сказал Алексей Райдер. – Мы работаем над тем, чтобы внеурочные занятия были универсальными, полезными каждому ребенку в пределах освоения образовательной программы».Учителя уверены: родителям будущих школьников не нужно бояться того, что изменятся программы и методические комплексы. Они в большинстве школ останутся прежними, изменится лишь подход к проведению занятий.«Меняются не учебники, а подход к организации занятий, – говорит директор школы №70 Лидия Русакова. – Раньше, когда школа готовилась к введению новых образовательных стандартов, проблема заключалась в учителях. Они должны были понять, что нужно по-другому строить урок, работать с детьми. Теперь перед учеником ставятся исследовательские цели, он должен сам добывать знания, искать ответы, а не ждать, когда ему разжуют и положат в рот. А значит, педагогам нужно по-другому видеть урок, искать новые способы работы с материалом».В общем, мероприятие в очередной раз удалось. И организаторы укрепились в мнении, что в будущем такие встречи для педагогов и родителей необходимо проводить регулярно.
Комментарии