search
main
0

Почтовая резолюция. Дистанционные совещания экономят время и деньги

Для Воронежской области участие в ФЦП РЕОИС стало одним из главных направлений развития всей региональной системы образования. О том, что интересного происходило в рамках этой программы в нынешнем году, а также о том, что планируется на будущий, 2005 год, я попросила рассказать Михаила Биренбаума, начальника отдела информатизации Главного управления образования администрации Воронежской области.

– Программа идет. Что конкретно планируется сделать на следующий год, сказать пока не может никто, но есть серьезные планы пролонгировать эту программу до 2010 года. Необходимость диктуется объективными обстоятельствами: сегодня работать в образовании без вычислительной техники невозможно. Поэтому программа будет продолжаться, но в какой именно форме, пока неизвестно. Когда меня спрашивают об этом работники районных отделов образования, отвечаю так: даже если федеральный бюджет откажет, мы все равно будем что-то делать на областном уровне.

– Михаил Иосифович, что-то важное сейчас уже происходит?

– В этом году в Воронежской области проведена масштабная работа по предоставлению школам доступа в интернет. К Сети уже подключены практически все средние школы области – более 60 процентов от их общего числа. А там, где есть техническая возможность, подключение идет по высокоскоростному каналу. Дополнительно отрабатываются технологии, как сделать этот интернет самоокупаемым. Дело в том, что подключение на 2004 год оплачено за счет проекта на условиях софинансирования – 50 процентов из федерального бюджета и 50 из нашего консолидированного областного, когда по 25 дают область и муниципалитеты. Этого хватит примерно на год работы, а дальше – далеко не всем школам по карману содержать интернет, поэтому ищем варианты, как заставить глобальную сеть приносить прибыль образовательным учреждениям.

Например, в сельских районах и в спальных районах областного центра на базе компьютерного класса может быть создан центр доступа к Сети для жителей микрорайона. Мы разговаривали с нашим провайдером услуг, и выяснилось, что есть технология, по которой можно сделать такие центры доступа, не получая лицензию в Госсвязьнадзоре на каждую отдельную школу. Это очень важный вопрос, потому что иначе незаконно.

Второй проект, который сейчас находится в стадии реализации, – это поставка вычислительной техники для школьных библиотек. У нас свыше 400 школ получают комплекты – компьютер и медиатеку.

– Что за диски?

– Пока я сказать не могу, это станет известно уже после поставки.

И вторая часть этого проекта – допоставка техники в сельские школы. Все-таки в 2001 году программа компьютеризации сельских школ была сформирована неудачно. Плохо выбран поставщик, и техника шла по ценам, завышенным по сравнению с рыночными в полтора-два раза. Главным поставщиком была московская фирма, она делегировала полномочия по сервису калужской фирме, а уже та в свою очередь – воронежской. В этой путанице, естественно, возникло очень много проблем. В 2002 году, когда компьютеризовали городские школы, поставка была совершенно другой. Хотя поставщик московский, у них есть представитель в Воронеже, на которого были возложены все полномочия по гарантийному обслуживанию. Поставка техники для профтехучилищ в 2003 году была вполне удовлетворительной по качеству и по цене, и я надеюсь, что дальше будет так же. Беда в том, что поставку 2001 года приходится теперь выравнивать. Потому что тогда скомплектовать нормальные компьютерные классы не удалось никому из-за чрезвычайно высокой дороговизны. В некоторые школы приходилось давать только по одному компьютеру, чтобы получили хоть что-то.

В 2001 году на один современный компьютер по России приходилось примерно 500 учащихся, в Воронежской области было чуть лучше – в среднем 300 учащихся на одну машину. Но это было в основном за счет города. В некоторых сельских районах один современный компьютер обслуживал более 1000 учащихся. То есть одна машина на район, а то и ни одной. Потому и ставили задачу дать каждой школе хотя бы по одной единице новой техники. Теперь появилась возможность немного выровнять ситуацию, что мы и делаем.

– Михаил Иосифович, а в городских школах компьютеров хватает?

– Не везде. Поэтому в 2005 году одним из основных проектов будет допоставка техники в городские и поселковые школы. В 2002 году далеко не все районы смогли выделить муниципальные деньги для софинансирования проекта, и получилась диспропорция. Москва ставила перед нами задачу к концу 2005 года выйти на показатель: 40-50 учеников на один компьютер. У нас в среднем по области сейчас уже чуть больше 40 человек на одну единицу техники. Но в некоторых районах еще сохраняется пропорция около 80 человек на один современный компьютер. Это чаще всего в поселковых школах. С ними проблемы: они находятся в сельской местности, но не имеют статуса сельской школы, не имеют надбавок и льгот и не имеют права участвовать в программах для сельских школ. Поэтому в следующем году мы будем доукомплектовывать и их, хотим, чтобы во всех районах был показатель, близкий к среднему по области. «Вылеты» вверх допустимы, провалы – нет!

И, если говорить о программе в целом, есть еще третий момент – организация телекоммуникационной связи с районными отделами образования. Ведь сегодня у нас получается так, что районные отделы сидят в некотором информационном вакууме, и это при том, что многие документы сейчас существуют только в интернете.

– А как же тогда безбумажный документооборот? Говорят, что наше образование им уже вовсю пользуется.

– Электронный документооборот – это одно, а интернет – другое. Да, все районные отделы образования имеют электронную почту. Но это только отправка и получение писем. Мы обмениваемся электронными документами, но, например, сделать сбор информации через форму в интернете мы не можем, потому что доступ имеют далеко не все отделы образования. Мы не можем разместить какую-то информацию в интернете и сказать, ищите ее там-то. Сообщить, что вышел какой-то министерский документ и сейчас он размещен там-то в интернете, смотрите и читайте, мы тоже не можем. В таких случаях обычно документ «закачивается» и рассылается по электронке в районы каждому роно индивидуально. А это нерационально ни для нас, ни для них.

Кроме того, мы уже несколько лет используем такую форму, как дистанционное совещание. Идет оно порядка недели, но без выезда на места. Районы регистрируются, то есть подтверждают, кто участвует в совещании. После этого зарегистрированным районам рассылаются пленарные материалы, они изучаются, потом нам приходят вопросы по материалам, мы отвечаем, рассылаем ответы и резолюцию совещания.

– Вы назначаете участников?

– Нет, мы объявляем тему и дату проведения и что контингент участвующих такой-то. Например, в прошлом году мы проводили совещание для директоров школ, учителей информатики, и были еще представители районных отделов образования. В этом году – совещание только для заведующих роно и специалистов по информатизации районных отделов образования. В целом проект хоть и долгий по времени, но на самом деле удобный. Понятно, что, если собрать людей в Воронеже, все можно обсудить за один день. Но, допустим, Кантемировскому району добираться до областного центра 300 километров, еще и обратно столько же. А это и время, и деньги.

Так вот, если в районах будет нормальный доступ в интернет, то это совещание можно будет проводить практически в он-лайновом режиме.

И, конечно же, на следующий год остается задача задач – софинансирование федеральных проектов. Если Москва объявляет проект, который позволяет нам сделать существенные улучшения в области, мы не можем в нем не участвовать!

– Средства на это предусмотрены?

– Да, у нас разработана областная Программа информатизации на 2001-2005 годы, которая предусматривает ежегодное финансирование на сумму около 20 миллионов рублей из областного бюджета. Естественно, мы каждый год пишем бюджетную заявку, и наш финансовый отдел ее поддерживает, потом это обсуждается в областной Думе. Конечно, секвеструют немного, но тем не менее остаются приличные средства, и деньги на реализацию проектов есть.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте