Банк ВТБ провел исследование реакции граждан на звонки мошенников. Выяснилось, что 45% россиян вешают трубку, как только понимают, что разговаривают с мошенниками.
Остальные, как отмечают «Известия», продолжают говорить с ними из любопытства либо ради забавы и троллинга. В правоохранительные органы или банк жалуются на аферистов только четверть опрошенных.
Специалисты по цифровой безопасности советуют прерывать звонки злоумышленников: даже осознавая, что на другом конце мошенник, можно выдать важную информацию, которую он использует в своих целях. Не стоит с ним также шутить и вызывать его на негативные эмоции. Позднее преступник может атаковать спамом и автоматическими звонками. Распознать мошенников можно по следующим признакам. Во-первых, они, как правило, призывают к каким-то срочным действиям. Во-вторых, прельщают выигрышем или выплатой. В третьих, часто в начале разговора аферисты вызывают яркие эмоции – например, страх.
Подавляющее большинство жителей России (76%) сталкивались с телефонным мошенничеством. Банк ВТБ опросил более 1 тысячи клиентов старше 18 лет. Каждому десятому опрошенному аферисты звонили только один раз. Остальных мошенники беспокоят чаще. Однако раздражают эти звонки только четверть респондентов, а половина к ним относится равнодушно.
Защищают себя о нежелательных звонков половина опрошенных. Но в любом случае отвечают на звонки преступников большинство россиян – 84%. Каждый четвертый не против поговорить со злоумышленниками ради забавы.
Большинство опрошенных предпочитают не жаловаться на мошенников полиции или банку, а обсудить звонок со знакомыми, предупредить близких или заблокировать номер преступников, перезвонить в банк. По информации сотрудников ВТБ, мошенники активизируются в будние дни, особенно по вторникам с 11 до 14 часов.
Число несанкционированных операций без согласия клиента за первый квартал текущего года выросло на 57% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ущерб, по данным Центробанка России, составил 2,87 млрд рублей. Чаще всего деньги воруют через систему дистанционного банковского обслуживания. Так в первом квартале 2021 года со счетов клиентов увели 1,1 млрд рублей. Это в два раза больше прошлогодних объемов хищения. Обнадеживает тот факт, что граждане стали более бдительны, и число неавторизованных списаний в этом году снизилось.
Наиболее уязвимы для мошеннических схем пожилые люди или граждане с низким доходом и отсутствием финансовой грамотности.
В настоящее время за мошенничество группы лиц с ущербом более миллиона рублей закон предусматривает лишение свободы на срок до 15 лет. При этом специалисты полагают, что в Уголовном кодексе для таких преступлений уже пора выделить отдельную статью.
Комментарии