Опрокинутое детство
Hе зря говорят, что учительская профессия – это образ жизни. Даже в отпуске, на природе, отдохнув немного от школьных будней и учебных планов, начинаешь чувствовать какой-то дискомфорт. Все очень просто – невозможно отключиться от самого главного в работе – от общения с детьми. А они повсюду: местные соседские девчонки и мальчишки, маленькие и большие, по-детски переживающие проблемы своих родителей. А проблем много.
Поселок, который был некогда создан вокруг большого процветающего завода, переживает сейчас не лучшие времена. Нет работы, нет денег, и все взрослое население выживает как может. Растут дети, которых надо кормить, одевать, учить и воспитывать. А заняться ими у родителей времени практически нет. Я отдыхала на даче с внучкой и не могла избавиться от комплекса вины за свое летнее безделье перед этими малышами. Но ведь я учитель рисования! А значит, могу стать волшебником и подарить детям радость…
От нас до поселка всего 4,5 км. Краски в сумку – и вперед! Так, с разрешения заведующей Людмилы Николаевны Павловой очутилась я в детском саду “Теремок”. Днем в поселке пусто, все на заработках, а “Теремок”, как островок, живет своей неповторимой жизнью. Малыши копаются с игрушками, девчонки отплясывают на крыльце какой-то только им ведомый танец. “Давайте рисовать, ребята!” И вот мы уже в группе у Галины Васильевны Кожановой, а любопытные малыши рассматривают наше “богатство” – краски и мелки, фломастеры, карандаши, кисточки и ластики. Мы будем рисовать все, что вокруг нас, наш дом, где мы живем. Дети сначала робеют от обилия всякой всячины – “вдруг получится не так, вдруг испорчу”, но потом сила творчества захватывает детей, и уже не страшно подружиться с краской, уже сияет на листе бумаги солнце и переливаются всеми оттенками цветы и радуга, деревья и птицы.
Во время наших встреч мы попробовали все материалы, и постепенно возникла целая серия графических и живописных рассказов маленьких художников. Когда авторы вручают свои работы, никогда не поднимается рука отложить “плохой” или “хороший” рисунок. Надо видеть, как бережно относятся дети к своим творениям. Поэтому мы все соединили вместе. Получилось “Мое Балакирево”. Здесь есть все, что рисуют все дети на свете, – солнце и облака, цветы и дома, лес, бабочки, ходит по дороге коза, бегает собака, едет машина с сеном – привычный балакиревский пейзаж.
Но мой отпуск закончился, я снова на работе. Вспоминаю теперь поселковых малышей. Как приехать к ним еще, что предложить, чем удивить-порадовать? Сложности жизни опрокинули детство, и несмотря на то, что с детьми работают люди, любящие их, великие труженики, делающие свое дело на совесть, несмотря на невыплаченные зарплаты и собственные проблемы, сельские дети, в отличие от городских, испытывают дефицит впечатлений. Сколько таких поселков, наверное, великое множество?
Уважаемая “Учительская газета”! Все мы люди, которые должны поддерживать друг друга в трудные моменты жизни. Вы не раз объединяли нас для воплощения хороших, полезных дел. Может быть, и сейчас вы сможете обратиться к городским учителям с предложением помочь сельским коллегам. Нам трудно, но там еще сложнее. Мы не можем помочь материально, но у нас есть другое богатство – наши знания и опыт. Ведь детям, кроме хлеба насущного, нужна и духовная пища. Помните ваши слова в газете: “Нет чужих детей. Все дети наши. Если мы люди”?
Наталия БОГДАНОВА,
учитель изо 875-й
школы-лаборатории
Москва
Комментарии