Почему на Тамбовщине нет “черных дыр”
в штатном расписании школ
Теперь и не вспомнить, при каких обстоятельствах произошло мое знакомство с Владимиром Ивановичем Боровцовым – начальником отдела кадров Тамбовского облуно.
Запомнились две поездки той поры, вылившиеся в корреспонденции, вызвавшие большой читательский резонанс, массу писем, звонков. И в обоих случаях негласным автором, “подателем темы” был заместитель заведующего облоно по кадрам, не шарахавшийся от газетчиков, как это издавна повелось, а, наоборот, искавший их помощи в деле, которому он с таким пылом и рвением служил и служит сейчас. Одна история произошла в Знаменском районе. Молодая сельская учительница в середине года решила бросить свое прежнее поприще и перейти на работу в райцентр, в местную редакцию. Вторая случилась в Мордовском районе, там тоже речь шла о молодых кадрах – на сей раз директоре школы – энергичном, инициативном, у которого возникли трения с местной властью. Помню, как меня поразили тогда знание Боровцовым всех мелочей и деталей возникших конфликтов, глубина проникновения в суть дела.
Сейчас у нас на Тамбовщине, несмотря на непрестижность учительского поприща, нет в сельских школах “черных дыр” в расписании. И дело не в педагогах-пенсионерах, на которых якобы падает основная тяжесть нагрузки. Нет, у нас в области идет нормальное обновление кадрового состава учительства: старые уходят, молодые приходят им на смену. Уже одно то, что между селом и городом в нашем крае нет сильного разрыва в качественной, профессиональной подготовке учителя, говорит о многом. В городе учителей начальных классов с высшим образованием – 85,6 процента, а в селе 72 – совсем небольшая разница. По области 86 процентов учительства имеют высшее образование, а в таких районах, как Мичуринский, Первомайский, Староюрьевский, эта цифра подбирается к ста процентам! Один из лучших показателей в стране!
Учитывая тяжесть комплектования в наши дни, когда выпускники-горожане наотрез отказываются ехать в село (раньше у каждого выпускника вместе с подъемными и прочими денежными субсидиями чуть не шесть окладов набегало, многим сразу же “светила” бесплатная квартира – в области ежегодно строилось для учительства 280-300 квартир), Тамбовский и Мичуринский пединституты и отдел кадров облуно пошли на смелый, поистине революционный шаг. Решили для малочисленных школ готовить учителей широкого профиля. Например, совмещать преподавание истории с русским, иностранным, физику – с математикой, черчением и т.д.
“Широкопрофильники” не только закрыли “дыры” в расписании, но и в подавляющем большинстве показали себя неплохими профессионалами. Многочисленные проверки, аттестации это неоднократно подтвердили. По этим же стопам пошли и два местных средних педагогических учреждения области: колледж и педучилище!
Аттестации, конкурсы “Учитель года” – во всем этом Владимир Иванович принимает и по сей день самое активное и деятельное участие. Примечательно, что все эти мероприятия запоминаются педагогам не только накалом “высоких страстей”, но и торжественностью, доброжелательностью, праздничностью атмосферы.
Что тревожит главного учительского кадровика в области? Естественно, бедственное положение учительства. Невозможность из-за финансовых трудностей вести и развивать ту систему подготовки, которая сложилась в области более десятка лет назад. Особенно это касается руководящих кадров. Раньше талантливых организаторов не только выявляли, им помогали расти, учили, воспитывали. Воронеж, Москва, Саранск, Саратов – такова неполная география тех мест, где учился, “на людей смотрел и себя показывал” будущий директор школы, заведующий роно. Нынче гарантии роста отсутствуют. Есть и опасная тенденция, очень тревожащая Владимира Ивановича, – местные главы администраций, опираясь на закон о самоуправлении, чинят суд и расправу над ни в чем не повинными заведующими роно, ставя на их место людей, им угодных, но очень слабых в профессиональном отношении, далеких от нужд нынешней школы. Таких печальных примеров в области немного, но они есть, и от этого никуда не денешься!
…Медаль “За трудовую доблесть”, два звания отличника просвещения РСФСР и СССР, многочисленные почетные грамоты – таков итог многолетней педагогической деятельности В.И.Боровцова. О его популярности среди учительства и говорить не приходится, пожалуй, редко найдешь в сельской местности учителя, так или иначе не прошедшего через его руки. Дело, которому чуть не сорок лет прослужил паренек из белорусской глубинки, остается для него самым важным на земле.
Наталья ПЛОТНИКОВА,
член Союза журналистов России
Тамбов
Комментарии