Об учительской зарплате в недалеком прошлом говорить было просто не принято. Коммунистическая идейность не позволяла учителю требовать у государства достаточной оплаты своего труда. Мне вспоминается лишь один случай из своей долгой педагогической жизни еще конца 60-х годов. Не помню точно кто, но учителя одной из областей вдруг заявили на страницах довольно консервативной тогда “Учительской газеты”, что неплохо бы нашему правительству повысить зарплату учителям. И что же? Они получили “достойную отповедь” от ленинградских учителей: “Не надо нам высокой зарплаты, пусть лучше будет мир на земле”. Учительство стыдливо замолчало: против мира на земле, что ли, они?! Тем самым не только учителя, но и другие низкооплачиваемые “бюджетники” (как нас теперь презрительно называют удачливые “новые русские” и чиновничья бюрократия) молча одобрили новые сотни миллиардов рублей на гонку вооружений. С тех пор много воды утекло. И скажу положа руку на сердце: во второй половине 80-х учителя (я имею в виду сельских учителей) жили вполне сносно. Мы жили без роскоши и излишеств, без личных автомобилей, от зарплаты до зарплаты, иногда залезали в долг к более зажиточным односельчанам, но были уверены, что эти явления временные, так как знали: наступит определенное число и будет очередная зарплата. Так жила и моя учительская семья: я – директор сельской неполной средней школы, жена – учительница начальных классов. Совокупный месячный доход составлял 270 рублей. Это не помешало нам вырастить троих детей, ни разу не залезая в долг, и жить не лучше, но и не хуже других. Я даже за 30 лет работы в школе сумел накопить 4000 рублей (теми, настоящими советскими деньгами). Перед “великими реформами” в конце 91-го года я с глубоким внутренним удовлетворением заглядывал в свою сберкнижку. И радоваться причина была вполне серьезная: я ждал осенью 92-го своего старшего сына из армии. “Ну вот, – размышлял я про себя, – вернется сынок из армии, есть на что одеть и обуть его, а может, потом и свадьбу справить”. Ах, какой же я был идеалист! Как сказал поэт: “…мы диалектику учили не по Гегелю!” Я был, как считаю сам, истинным марксистом-ленинцем до мозга костей, ибо закончил в свое время исторический факультет Пермского госуниверситета. Когда в октябре 92-го сын вернулся из армии, на свои сбережения я мог купить разве что пару домашних тапочек…
И я сегодня полностью согласен с кандидатом исторических наук преподавателем Курганского университета В. Кислицыным, который заявил на митинге протеста 7 октября в Кургане: “Гайдар отнял у нас сбережения, Чубайс – собственность, Черномырдин – зарплату”. Сказано просто и ясно. Сельские учителя в нашем районе за 98-й год получили 85 процентов зарплаты за январь и 70 процентов отпускных и живут весь год одними обещаниями со стороны властей.
Но сейчас я хотел бы обратить внимание своих коллег на то, что не выполняются по всем пунктам президентский Указ номер один (его, наверное, давно пора забыть), а также Закон РФ “Об образовании” прежде всего по части оплаты труда учителей. Факт остается фактом – зарплата учителей нищенская, она бьет по престижу учительского труда, не дает учителю возможности на достойную жизнь. Академик А.Д. Сахаров был прав, когда в 70-е годы обронил фразу: “Нищие, издерганные учителя!”
Я хотел бы отметить тот факт, ту линию, которую пытаются провести в жизнь высокие правительственные чиновники в отношении оплаты труда учителей. Взят курс на ее снижение через увеличение недельных часов за учительскую ставку (22 часа вместо 18 в неделю) и отмену всяких надбавок. Откройте газету “Аргументы и факты” ? 41 (1998 г.) стр. 10 и прочитайте статью “Страсти вокруг зарплаты”, и вы познакомитесь с рассуждениями первого зам. министра финансов Алексея Кудрина. (Когда говорит такой высокий финансист, это не информация на уровне “сарафанного радио”!) При этом господин Кудрин приводит пример, что будет с зарплатой учительницы Эмилии Дмитриевны, имеющей высшую квалификационную категорию и получающей зарплату по 14-му разряду ЕТС. Она уменьшится на 134 рубля. Какая экономия!!! А что произойдет с зарплатой учителей 7-10-го разрядов, которые и сейчас получают 200-300 рублей в месяц?! На мой взгляд, манипуляции вокруг нищенской учительской зарплаты в сторону ее секвестрования (мудреные иностранные слова нынче в моде!) есть яркое проявление стремления государства окончательно добить систему образования в России на рубеже ХХI века. А не мы ли в недалеком прошлом гордились своей системой общего образования, хотя и кое-кто ругал ее за ориентацию выпускников на вуз? Не у нас ли глубину образования переняли и американцы, и французы, и многие другие цивилизованные страны?
Хотел бы порассуждать в связи с желаниями некоторых чиновников отменить надбавку учителю за классное руководство. Сам я лишь два года был классным руководителем на заре своей педагогической юности, но зато за 33 года директорства в сельской школе не понаслышке знаю круг обязанностей классного руководителя и его роль в воспитании сельских школьников. На памяти у всех работников образования недавние, начала 90-х годов, споры в печати и других средствах массовой информации о том, чем должна заниматься общеобразовательная школа – обучением или воспитанием. Мой личный 35-летний опыт работы в школе убедительно показывает: не надо искать приоритеты между образовательными и воспитательными задачами школы. Именно их единство на протяжении десятилетий давало хорошие результаты, несмотря на давление коммунистической идеологии в образовании. Тем не менее с подачи Министерства образования был взят курс на решение школой преимущественно образовательных задач по принципу: школе – обучение, семье – воспитание. По-моему, это следствие кабинетного руководства образованием из Москвы, по-настоящему не знающего истинного положения в школе вообще и в сельской школе в частности. Результаты подобного курса с недооценкой воспитательной роли школы сказались очень быстро.
И если бы мы, сельские учителя, сегодня возложили все воспитание на семью, а сами выполняли бы только образовательные функции, то многих положительных результатов в нравственном и гражданском воспитании тоже бы не имели. Просто мы очень хорошо знаем, в каких семейных условиях воспитываются наши дети, и поэтому классный руководитель является тем лицом, который знает недостатки семейного воспитания и может их корректировать, осуществляя свои функции главного воспитателя. Если в городских условиях есть учреждения дополнительного образования, различные детские станции, студии при дворцах культуры предприятий, то в сельской местности сегодня учитель, классный руководитель и Бог, и царь, но не герой. И если учитель-предметник на уроке, обучая детей своему предмету, выполняет в определенной мере (одни в большей, другие в меньшей) воспитательные задачи, то концентрированно и целенаправленно ведет воспитательную работу в классном коллективе классный руководитель. Администрация школы должна благодарить сегодня учителей, которые берут на себя дополнительное бремя классного руководства. И было бы великим кощунством считать, что надбавка в 50-70 рублей является достаточной компенсацией за его труды и заботы на поприще воспитателя. Эту сумму нужно платить только за ведение классного журнала, учет посещаемости и элементарную “пастьбу учащихся”. Если по достоинству оценить труд классного руководителя, ему надо платить, как минимум, половину его тарифной ставки за 18 уроков по соответствующему разряду ЕТС как классному руководителю. Только в таком случае можно с него спросить за воспитательную работу с коллективом класса в целом и с каждым учеником в отдельности. В этом я убежден.
Не стоит, по-моему, внимания заявление того же А. Кудрина о выплате надбавок за счет местного бюджета. Сейчас в правительстве есть тенденция все образование и науку (вузы и ссузы) передать на местный бюджет. Хочу в связи с этим сказать одно: “Господа чиновники, от Москвы до самых до окраин (до губерний) решайте, кто будет содержать образование и финансировать его согласно Закону “Об образовании” – федеральный или местный бюджет. Учителям от этого ни жарко ни холодно. Дайте им возможность, создайте условия заниматься с детьми – учить их, развивать и воспитывать. А вы, господа власти предержащие, дайте учителю возможность получать свои крохи из бюджета ежемесячно и в срок!” И так уж усилиями реформаторов, под корень подрубивших экономику страны, загнаны в угол не только бюджетники, но и труженики многих других отраслей.
Сельские учителя на сегодня фактически лишились коммунальных услуг, и это в ближайшем будущем грозит сельской школе кадровым кризисом. Он уже и сегодня налицо: в школах области, в первую очередь сельских, не хватает около 400 учителей: нет учителей иностранного языка, музыки, изо и даже математики и русского языка. Последние мужчины уходят из школ туда, где платят зарплату. Учителям не выплачиваются деньги на книгоиздательскую продукцию, и они не имеют возможности выписать газеты, журналы, методические пособия. Наконец, три года учителя, как и все, не получают детские пособия. Так давайте урежем еще и надбавки к невыплачиваемой зарплате учителя…
При такой политике в области образования сельская школа обречена на вымирание. Допускаю крамольную мысль, что в ближайшем будущем там, где сегодня есть еще средние школы, останутся основные девятилетние, а вместо девятилетних – начальные. Кому нужна сельская школа и грамотный люд на селе?! Ведь уже сегодня даже талантливые и способные сельские выпускники не могут поступить в вузы. И главной преградой для них является не отсутствие знаний (самородками наше село всегда было богато!), а денежный мешок богатеньких родителей из города, дальнейшая коммерциализация среднего и высшего профессионального образования. Но это уже другая проблема. Если мы хотим, чтобы наше государство процветало (а об этом кричат с трибуны Госдумы, Совета Федерации, министры), надо прекратить эксперименты в образовании, зарплату учителю увеличить в 1,5-2 раза, сохранив и увеличив процентов на 50 надбавки за классное руководство, проверку тетрадей, внеклассную работу и пр.
Никто не берется отрицать, что учитель – ключевая фигура в образовании и воспитании. Однако сегодня многие “левые”, “правые”, “центристы” забыли слова В.И.Ленина, которые я и хочу напомнить в заключение своих заметок.
“Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это – истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное, – над поднятием его материального положения”.
(В.И.Ленин. Странички из дневника. т. 45).
Николай ТАРАСОВ,
директор Воскресенской школы основного образования, отличник образования
с. Воскресенское,
Половинский район,
Курганская область
Комментарии