Зачем вдруг сейчас понадобилось делать акцент именно на этих формах обучения?
Конечно, неплохо бы, чтобы дети, выполнив какую-то лабораторную работу или серию работ, сами сформулировали законы Ньютона или закон Архимеда, законы Фарадея и Столетова (а также теорию относительности и квантовую механику…), но!
Все это очень хорошо укладывается в рамки того, что я уже много лет называю дебилизацией образования. Исследовательская деятельность школьников – это примерно то же, что и чтение для человека, не знающего алфавит.
Должна ли общеобразовательная школа считать своей задачей подготовку исследователей (последующее не касается школы при Физтехе и подобных ей учебных заведений)? На мой взгляд, школа должна дать базовое образование, фундаментальные знания, подготовить мозг ребенка к дальнейшей деятельности и адекватному выбору сферы приложения сил после завершения среднего образования; именно в школьные годы ребенок должен суметь определиться с тем, хочет ли и может ли он посвятить свою жизнь исследовательской деятельности. Надо очень хорошо понимать, что, не зная ответа на вопрос «что это?», нельзя дать и ответы на вопросы «как?» и «почему?». Если ребенок любознателен и стремится узнать что-то за пределами школьной программы, он будет работать с литературой, заниматься самообразованием в самых различных формах. Но это никоим образом не означает, что можно перескочить через этапы обучения на репродуктивном уровне. А будет ли тот, кто учит ребенка, образцом для подражания, во многом зависит от личности учителя. Не надо морочить головы учителям, заставляя руководить проектами! Это кампания, проведение которой призвано еще более снизить уровень образования в нашей стране.
Не хочу сказать, что исследовательскую деятельность не надо допускать в школу вообще. Однако надо понимать, что ученик-исследователь – это редкое исключение, а принуждение всех подряд учителей к проведению такой работы с учениками, составление отчетов ради «галочки» – издевательство как над обучающими, так и над обучаемыми.
Исследовательская работа – специфический вид деятельности, которому надо учить, и делать это могли бы квалифицированные кадры в ходе совместных исследований. Много ли в школе учителей, имеющих практический опыт исследовательской работы? Современный исследователь – член творческого коллектива, состоящего из людей с разным опытом, в этом коллективе все вместе делают общее дело, молодые учатся у тех, кто старше, часто превосходя с годами тех, кого считали своими учителями. В школе исследовательскую лабораторию, в которой, решая общие проблемы, будут на равных трудиться ученики и учителя, не создашь, деятельность такого рода в образовательные стандарты не впихнешь.
Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии, эксперт ЕГЭ по физике, в прошлом научный сотрудник Государственного института прикладной химии, Санкт-Петербург
Комментарии