search
main
0

Почему улыбается планета. Изучение человеческих судеб – ключ к постижению истории

Задуматься над вопросом, почему улыбается планета, или «подпустить пыли» вслед за Хлестаковым можно и на уроках. У ребят из гимназии №5 Дзержинского возможностей сравнить плачущую женщину с Ниобой и сойтись с арабским мудрецом в том, что все в мире боится времени, а время боится пирамид, гораздо больше. Определить, что произошло раньше – первые Олимпийские игры или Марафонская битва, гимназисты могут, посетив занятия в мастер-классах своих тяготеющих к созданию познавательных задач с элементами игровой техники учителей. Или придя на заседания клубов «Искорка» для малышей и «Лад» для школьников постарше. Мир приоткрывается этим счастливцам с разных сторон, приучая к стремлению все-таки познать его тайны уж если не до конца, то по крайней мере так, чтобы понять, так же как удалось это сделать Юле Анненковой, что «Счастью впору уместиться между «От» и «До». Вся наша жизнь – одна страница, страница цвета домино. Счастье – ветреная птица, но понимаешь ты потом, что оно тебе не снится, оно семья, друзья, учеба, дом».

Летопись Дзержинского тесно связана с историей Николо-Угрешского монастыря, находящегося на городской территории. Монастырь был основан в 80-х годах XIV века по приказу Дмитрия Донского. Названа обитель в честь Николая Чудотворца, по преданию, явившегося князю на реке Угреше в начале похода против орд Мамая. В 1920 году в здании монастыря была организована в целях борьбы с беспризорностью детская трудовая колония, позже по инициативе Феликса Эдмундовича преобразованная в трудовую коммуну. В 1938-м коммуну закрыли, а поселок получил имя железного чекиста.

Город активно развивался в 80-е. Строились предприятия, специалистам, работающим на них, требовались учебные заведения для их детей. 1 сентября 1989 года открыла свои двери 5-я школа на 1200 человек. Потихоньку образовательное учреждение росло. Появились классы с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Затем физико-математическое направление потребовало к себе более пристального внимания. В 1993 году ввели и третье – химико-биологическое. Через два года после этого 5-я приобрела статус гимназии, да еще имеющей статус Федеральной экспериментальной площадки. Научно-методическая тема, апробируемая здесь, – «Развитие социально-значимых качеств учащихся в процессе личностно ориентированного образования».

Многолетние успехи в образовательной деятельности и качественная подготовка учеников гимназии отмечены Институтом образовательной политики Российской академии образования дипломом и знаком качества.

С 2005-го гимназия – пилотная площадка Центра качества образования Академии социального управления, а в 2006 году 5-я участвовала в Международной мониторинговой программе PISA по оценке образовательных достижений школьников.

Гимназисты изучают два иностранных языка: английский и французский. Школьники активно участвуют в работе ученического журналистского центра. Ребята, чья одаренность требует широкого признания, публикуют свои творческие опусы в издаваемом гимназией альманахе «Парус».

Доцент Педагогической академии последипломного образования Нина Граблина ведет в гимназии научное сообщество «Поиск». Под девизом «В XXI век с добрыми помыслами и смелыми идеями» старшеклассники пытаются проникнуть в тайны мироздания. Их кредо: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».

По этому же принципу выстраивает свои взаимоотношения с увлекающимися краеведением учитель истории Елена Глебова. Она считает, что все вехи истории отражаются в капельке города. Хочешь знать обо всем, начни с себя. Наталья Парахина последовала совету Елены Александровны, занялась своей родословной. Ее генеалогическое древо, благодаря которому гимназистка узнала так много о своих предках, заняло 2-е место в российском конкурсе «Изучение отдельных человеческих судеб – ключ к постижению истории целого народа». Наталья Ватуева и Анастасия Меркулова выбрали для своего исследования биографию Макария Невского. А Екатерину Пчелинцеву волнует происхождение слова «угреша», услышанного князем Дмитрием Донским перед сражением против многочисленных полчищ хана Мамая: «Прислушайся к этой утренней тишине! Когда-то она была способна говорить… Она и сейчас тебе нежно шепчет, просто прислушайся! Может быть, именно здесь, на Угрешской земле, удастся услышать то сокровенное, что хранит эта тишина? Внимай звукам прошлого, которые бережно хранит в себе колокольный звон, возвещающий начало нового дня. Плывет звон над городом, и кажется, что протяжно, настойчиво и величаво звенит «у-гре-ша». Слово, несущее в себе тепло, чистоту, связь времен и поколений. Слово, с которого начинался наш город».

Когда-то на заре рождения этого образовательного учреждения сюда пришла преподавать изобразительное искусство Наталья Костина. Это сегодня очарование ее керамических шахмат и лубочных скульптур сводит с ума заграничные галереи, а в самом начале 90-х Наталья Борисовна подверглась более суровому суду – безапелляционной детской оценке. Испытание прошла на ура. Чудо рожденных поделок хотелось ощущать подольше, и в школе возникла идея создать музей игрушки. С его появления, по словам директора гимназии №5 Надежды Самодоевой, можно считать, что первая веха в традиции воспитания любви к своей стране здесь была заложена. В музее представлены не только игрушки разных стран и народов, но и национальные костюмы, предметы промысла, домашняя утварь. Много здесь хранится работ и самих гимназистов.

Второй вехой стала дружба с автомобильным батальоном Балашихи. Познакомил ребят с военными брат Надежды Васильевны. Попросила сестрица: «Леш, дай мне часть», и вот уже ее пацанята, ознакомившись с солдатским бытом наглядно, с налету разбирают боевые автоматы и ждут не дождутся визитов своих старших товарищей. Но пыл охлаждает строгий педагогический постулат: «Хочешь общаться, исправь оценки!» Так ввели потихонечку день песни, стали устраивать фестивали и проводить множество различных конкурсов.

Ольга Северняк руководит историко-патриотическим клубом «Лад». Девиз объединения девчонок и мальчишек с 7-го по 11-й классы гласит: «Надо, чтобы Родина была для нас дороже нас самих». Этой фразой предваряется летопись «ладных» дел и встреч. Одиннадцатиклассница Наташа говорит: «В нашем клубе постоянно организуются встречи с ветеранами. За нашу работу мы получили благодарственное письмо от военного комиссара Московской области генерал-майора Фруженко. Много интересного о Дзержинском рассказывают старожилы. В учебниках такого не пишут. Мы подготовили стенд «Наш город – история в лицах».

А еще ребята создали проект «Голубовская горка». Местечко в этом краю знаменито реликтовыми соснами. Оно требует охраны. Изучение ландшафта и флоры, построение макета местности и забота об этом дивном уголке природы всецело захватили гимназистов. Правда, сейчас, когда объект практически исследован, их манят иные дали, и точатся уж карандаши для топографического наброска излучин Неглинки. А разве эта река не достойна стать темой для следующего проекта?

Ребятам удалось побеседовать с начальником боевого подразделения «Альфа». Полковник Виталий Демидкин проводил в гимназии Урок мужества. Гимназисты спрашивали: «Какие чувства вы испытываете, когда видите заложников и террористов?», Виталий Николаевич отвечал: «Когда при захвате школы в Беслане мы видели террористов, то они вызывали не ненависть, а скорее презрение. А при штурме самолета я увидел женщину, с которой была истерика. Она не хотела выходить. Оказалось, что она шахидка. Она так боялась и плакала, что вызывала после операции только жалость».

Уникальные вещи узнают девчонки и мальчишки от своих гостей. Общение будоражит сознание, заставляет задуматься, искать информацию. Восьмиклассница Алена поражена: «Мне понравилось не только слушать, но и задавать вопросы». Это уже умение вести диспут.

А вот у «Искорки» девизом стали слова: «Стремись открыть хоть однажды звезду человечности в каждом». Руководитель клуба Елена Ващенко гордится успехами своих подопечных в военно-патриотическом турнире, а дети рады знакомству с различными родами войск, воинскими званиями, великими военачальниками. «Искорка» готовит театрализованные постановки, посвященные сражениям и ратным подвигам, и собирает сведения о погибших в ВОВ земляках. Во внеурочное время малыши пишут сочинения о родном крае и стихи:

Я нарисую яркое солнце.

Ты нарисуешь синее небо.

Он нарисует свет в оконце.

Они нарисуют колосья хлеба.

Мы нарисуем осенние

листья,

Школу, друзей, ручей

беспокойный

И зачеркнем нашей

общей кистью

Выстрелы, взрывы,

огонь и войны.

Дзержинский

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте