search
main
0

Почему студенты бросают вузы?

Каждое лето вчерашние выпускники в большом напряжении следят за проходными баллами в институты. Однако радость от поступления вскоре нередко сменяется разочарованием. По статистике, меньше чем через год студенты покидают вузы или переводятся на другие факультеты, меняют профессию или решают потратить год на отдых после школы или работу вовсе не по выбранной специальности. Почему разрушается светлый образ высшего образования? С чем связана резкая смена курса, хода мыслей и сферы привлекающей деятельности? Неужели дело и правда только в непостоянстве современной молодежи, воспитанной в комфортных условиях, которая не привыкла страдать и предпочитает пасовать перед первыми трудностями? Или же корни проблемы гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд, а мы наблюдаем только верхушку айсберга? Редакция «Учительской газеты» пообщалась со студентами из разных городов и вузов России, чтобы развенчать популярные мифы об исходе из вышки, опровергнуть распространенные стереотипы и услышать истину из первых уст.

Анна Н., студентка Воронежского государственного университета:

Хочется больше практики

Я уже от двух или от трех человек слышала, что они неправильно сделали, что выбрали именно эту специальность или этот университет. Знаю, что один парень, мой хороший знакомый, очень хотел уйти на втором курсе педагогического вуза, потому что его ожидания не совпали с тем, что университет ему предлагал. То есть он надеялся, что будет практическая часть – уроки в школе почти сразу, как он поступит. Но с первого курса идет одна сплошная теория, не каждый это выдержит. Я знаю: так в любом университете, у нас тоже. Сначала ты должен выучить все-все, даже то, что не относится к твоей будущей профессии, а потом, курса с третьего, начинается наконец то, ради чего ты поступал. Вот и у этого парня тоже все началось на третьем курсе – практика, уроки. Он так обрадовался, что передумал уходить из педуниверситета! Доучился до конца и сейчас работает в школе. Еще одна девушка Оксана, наоборот, поступила не на учительскую специальность, а на прикладную математику к нам в университет, а потом все бросила и перевелась в педагогический учиться на факультет искусств и художественного образования. Она с детства хорошо рисовала, но не была уверена в своих силах. И все равно перешла – решила, что не хочет связывать свою жизнь с математикой, и стала учителем рисования.

Про себя я так скажу: буду журналистом, возможно, лингвистом, но доучусь до конца. Мне тоже говорили, что надо выбирать более практическую специальность, но я гуманитарий, и ничего с этим не поделаешь.

Сергей Л., студент первого курса Новосибирского государственного театрального института:

Прошел на бюджет

Я довольно долго метался после 11‑го класса, кем быть, что выбрать. Да и выбор был небольшой, учитывая, что результаты ЕГЭ были не слишком высокими. Решил поступать на экономический факультет Омского государственного университета: родители настаивали, да и я, в общем-то, был согласен, что экономические знания всегда нужны. На бюджет не прошел, мама с папой были согласны учить меня платно, тем более что и я подрабатывал в шиномонтажной мастерской. Проучился два месяца, и это было мучительно: понял, что линейная алгебра, матанализ не для меня, тем более что дальше будет еще сложнее и скучнее. В школе я занимался в драмкружке, кроме того, состоял в клубе любителей при «Пятом театре», тоже участвовал в спектаклях. Оказалось возможным перевестись на платное отделение театрального искусства факультета культуры того же университета. Но тоже проучился недолго. Это было два года назад, на факультет культуры ОмГУ вообще не выделили бюджетных мест, обучение было страшно дорогим, во всяком случае по моим меркам, – больше 200 тысяч за год. Да и по омским это очень недешево – так же дорого только в медицинском институте, который всегда славился своими ценами. Но главное даже не в этом: я работал и, может быть, смог бы все это потянуть. Хуже было, что в группе оказались исключительно папенькины дочки – довольно состоятельные, с высоким самомнением. Метался между занятиями и работой, бывали срочные заказы, которые просто так не бросишь. Девочки меня сначала слегка презирали за отсутствие элитности, потом активисты – за то, что срывал репетиции: народу было мало, человек 6‑7, для этюдов все роли расписаны. После первого семестра ушел из университета совсем. Потратил кучу родительских денег, а они ведь кредит взяли, чтоб я учился… Зато наконец понял, чего хочу. Работал, занимался в платной молодежной студии, пересдал ЕГЭ. Баллы по-прежнему не слишком высокие, но в театральный институт более важен творческий конкурс. Прошел на бюджет. Надеюсь, теперь все получится. Фамилию свою называть не хочу – дело прошлое, вспоминать все это неприятно.

Александра ГОЛОСОВА, студентка 4‑го курса педиатрического факультета РНИМУ имени Н.И.Пирогова, Москва:

Ищите то, что будет по душе!

Вопрос профориентации и выбора института, несомненно, очень важный, и большинство абитуриентов подходят к нему ответственно. Многие современные подростки определяются с направлением дальнейшей учебы еще в средней школе, выбирают профильные предметы и изучают их углубленно. Однако нет никакой гарантии, что этот выбор окажется единственно верным для них через несколько лет. Подобные ситуации далеко не редкость в медицинском университете. Часть ребят, забравших документы на первом курсе, столкнулись с первыми сложностями учебы в медицинском институте, которые стали для них непреодолимыми. Возможно, они просто не были готовы к такой нагрузке. К счастью, найти более легкий путь после нашего института нетрудно. И многие студенты этим успешно пользуются. Вторая часть студентов, как мне кажется, банально передумали. Да, несомненно, можно называть их слабаками, которые не смогли. И подобными громкими суждениями нередко грешат наши самолюбивые студенты, самоотверженно оставшиеся страдать в стенах университета. Однако в поступке первых нет ничего постыдного. Все течет, все меняется… И любая игра должна стоить свеч. Если человек понимает, что ежедневные мучения уже не окупаются интересом и удовольствием от новых знаний, значит, надо паковать чемоданы и отправляться на поиски чего-то нового. Что бы я хотела сказать тем, кто передумал? Вы очень смелые, и я вам в этом завидую. Ищите то, что будет по душе. Далеко не каждый решится бросить все, к чему долго стремился, ради чего-то нового, еще неизведанного, но, возможно, того самого!

Алеся ЗАХАРОВА, второкурсница Педагогического института Владимирского государственного университета, будущий преподаватель истории и обществознания:

Несовпадение ожидания и реальности

У меня не появлялось желания изменить профиль обучения, мне нравится изучать историю. Но уже задумываюсь: а стоит ли идти преподавать? Специальность я выбрала еще в детстве, всегда мечтала быть учителем, а интерес к истории и обществознанию мне передал Григорий Борисович Фоменков. Не разочаровалась я из-за того, что пока что не было больших трудностей и проблем с изучением и преподавателями. Считаю, что многие студенты уходят после первого курса из-за смены зоны комфорта. Это очень влияет на состояние и здоровье учащихся. Многие не справляются с нагрузкой, которую дают преподаватели, их силы рассчитаны только на задания школьного уровня. Но главная причина – ожидание не совпадает с реальностью. Даже самые перспективные студенты уходят из учебного заведения, потому что им не хватает знаний, практики, материала, о которых очень громко рассказывают преподаватели, ректоры и деканы.

Ангелина ЯКОВЛЕВА, студентка второго курса Омского государственного университета имени Ф.М.Достоевского:

Скучаю по колледжу

После ОГЭ мне казалось, что я уже вряд ли выдержу ЕГЭ. Сдала русский, математику, обществознание хорошо – на «4» и «5». А вот английский – на тройку, хотя очень его люблю. Мы сидели шесть часов в душном кабинете, просто ожидая, когда начнут работать компьютеры – в тот день что-то случилось с ними не только в нашем городе. Дождались, но оказалось, что программа зависает – что-то заедает, принимается ответ на другой вопрос или по несколько раз спрашивается одно и то же. Когда подошла моя очередь, думала уже только об одном: скорее бы все это кончилось. Так что ушла из гимназии после 9‑го класса в Омский музыкально-педагогический колледж. Тем более что с детства рисую, леплю, вяжу, окончила художественную школу, так или иначе собиралась поступать на дизайн, считая, что это мое. Но вот когда стала заниматься изобразительным искусством ежедневно, по несколько часов в день, поняла, что нет, оно прекрасно в качестве хобби, но профессией своей я его делать не хочу: очень много механической работы, но не той, что приносит удовлетворение лично мне. Я и сейчас увлекаюсь творчеством, вяжу игрушки – это тоже масса механики, но она меня увлекает. После первого полугодия второго курса, когда мы прошли программу старших классов школы, я взяла академический отпуск, решив готовиться к ЕГЭ. Экзамен был неприятным – сдавала с незнакомыми ребятами, которые приехали классами, но не слишком сложным. Нервотрепки все равно меньше: помню, как нас муштровали перед ОГЭ. Осенью поступила на бюджет на отделение режиссуры университета.
Нисколько не жалею, что ушла из школы, а вот о колледже немного скучаю: если бы там было заочное обучение, я бы, конечно, его окончила. Вообще идея выбирать профессию после 9‑го класса кажется мне довольно сомнительной: решение трудно принять и в 17‑18 лет.

Алина КОЛЬПИКОВА, второкурсница юридического факультета Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского:

История из жизни

У меня есть знакомая, которая сдала ЕГЭ на 286 баллов, поступила в университет на бюджет, получала достаточно высокую стипендию, но все-таки забрала документы из университета. Первые два месяца учебы ее все устраивало, но потом, с увеличением образовательной нагрузки, поняла, что пошла учиться не по своей специальности. Летом она снова подала документы на общий конкурс и поступила на бюджет, сейчас ее все устраивает, и она очень счастлива. Думаю, она приняла правильное решение для себя и вовремя поменяла специальность. Многие выпускники должны четко определить для себя правильное направление для дальнейшего обучения, чтобы не было потрачено много времени и сил.

Екатерина БЕСЕДИНА, многодетная мама, помощник детского омбудсмена Карелии, юрист, правозащитник, студентка второго курса магистратуры Петрозаводского госуниверситета:

Уйти, чтобы учиться у профессионалов

В далекие-далекие годы я была студенткой исторического факультета ПетрГУ и мечтала быть преподавателем. А потом начала мечтать кормить двоих детей. Родила погодок и развелась. Сменив деятельность на юриспруденцию, я очень счастливо жила, была горда поступить после среднего профессионального на высшее образование. Тогда я занималась на практике только гражданским правом, поэтому во время обучения рассматривала исключительно это направление, но была крайне разочарована, когда поняла, что меня обучают сильно выгоревшие и не очень компетентные люди. Меня физически трясло на некоторых парах. А на госэкзамене и защите я была в глубоком шоке – защитились на хорошие оценки те, кто не читал собственные работы… В общем, по окончании бакалавриата я решила сменить направление на уголовное по одной-единственной причине – мой научный руководитель является исключительным профессионалом, и я уверена, что приобретаю новые знания, а не перечитываю задачи из учебников десятилетней давности.

Эльвира ТЕРМОНЕН, второкурсница Института биологии, экологии и агротехнологий Петрозаводского госуниверситета:

Битва за мечту

Вот и закончились яркие, наполненные приключениями школьные годы кадета школы подготовки МЧС в школе №5 Петрозаводска. Прозвучал последний звонок, сданы экзамены. Все одноклассники поступили, счастливые. В моем случае счастья немного. Мечты не воплотились в реальность, курсантом военного института я не стала. «Что делать, пойду учиться в колледж, ведь в университет документы я не успела подать», – думала я, но не тут-то было, открылся набор на дополнительные места. Решила идти. Так и поступила на направление «Землеустройство и кадастры». То, что хотела? Нет. Близко ли к тому, о чем мечтала? Совсем нет. Сейчас я учусь уже на втором курсе. Желания уйти уже нет. Но на первом курсе оно было невыносимым. Мне понравилось, я поняла: все, что ни делается, к лучшему. Правильно говорят, если не получается что-то, это не значит, что стоит горевать и расстраиваться.
Возможно, судьба уберегла вас от чего-то. Сейчас я понимаю весь смысл слов. Чувствую, что я именно на том месте, где и должна была быть. Вот и одна из причин ухода, перевода студентов с первого курса. Многие продолжают биться за свою мечту. Пересдают экзамены и уходят туда, куда и хотели. Кто-то поступает от незнания, куда идти и что делать теперь; на кого-то надавили родители, и отказать и отстоять свою точку зрения не получилось. А потом выходит, что ты не там и не тот. Считаю ли я правильным перепоступать? Правильно это только тогда, когда ты точно знаешь, куда тебе надо идти и к чему ты готов, когда человек полон уверенности и энтузиазма. Я ведь тоже ушла бы после первого курса, но мне полюбилось то, что я изучаю. Я нашла пути своего развития и цели, к которым сейчас двигаюсь.

Екатерина МАРТЫНКОВА, студентка второго курса Института филологии ПетрГУ, специальность «финский язык и литература, вепсский язык», Петрозаводск:

Неоправданные надежды

Чаще всего студенты уходят, потому что учеба на выбранном факультете не оправдывает ожидания. Ученики школ, выбирающие направление своей будущей деятельности, не всегда уверены в нем в силу своего возраста или других обстоятельств, а через год-два понимают, что хотят заниматься совсем другим. Или же просто с первой попытки не попадают в нужное место, а через год пробуют снова и переходят туда, куда изначально планировали. Я сама учусь на втором курсе, изучаю два новых для меня языка. За период первого года обучения из моей группы постепенно ушли в другие направления около семи человек, оттого что очень сложно, неинтересно, хотели заниматься совершенно другим.

Михаил ДЕНИСЕНКО, второкурсник Севастопольского государственного университета по направлению «Виноделие и виноградарство»:

Система должна перестроиться и стать динамичнее

Проблема профориентации на данное время является очень важной, но, на мой взгляд, нерешаемой. Сейчас поясню почему. Достаточно частое явление в современном мире – подросток, считающий, что либо он учится зря, либо учиться не нужно вовсе. На поверхности это кажется совокупностью лени, отсутствия амбиций и нежелания как-либо развиваться. Но на самом деле это только формулировка звучит так, ведь если начать общаться с таким человеком, то почти всегда выясняется, что он был бы рад учиться, только вот не знает чему и не в нашей системе образования. Это я и считаю двумя основными проблемами. Первая, и основная, проблема кроется, на мой взгляд, в воспитании. У нас в стране мало какой родитель по-настоящему интересуется ребенком, конечно, за детьми следят, пихают на секции, учат быть послушными, но на поверку многие такие потуги воспитать ребенка есть не что иное, как переложение на него своего жизненного пути, воплощение своих целей и желаний. Раньше так жили многие, большинство ремесленников передавали свое умение и знание через поколения и, родившись в такой семье, нет другого пути, как стать ремесленником. К счастью, эти времена позади. На вопрос, почему к счастью, я отвечу кратко: обидно, что гениальный музыкант или математик в таких семьях был вынужден стать, например, сапожником, как весь его род. До нас такая форма воспитания и передачи знаний дошла еще и искаженной, ведь зачастую родители пытаются передать ребенку не практические умения, а лишь теоретизирование, домыслы. Сейчас поясню. К примеру, хочет некий Васенька стать педагогом, он любит детей, любит коммуницировать с большим потоком людей и считает, что эта профессия благородна. Но его родители так не считают, они уверены, что Васеньке нужно быть адвокатом, ведь только так он будет зарабатывать деньги и станет счастливым, а учителем будет прозябать в нищете. Причем на своем опыте могу сказать, что практически всегда такие наставления от родителей не имеют под собой доказательств и опыта, если вернуться к нашему примеру, то мы бы сказали, что родители Васи не адвокаты, а просто думают, что так будет лучше. Да что уж обсуждать, если у нас в стране до сих пор считается чем-то странным поход к психологу или психотерапевту.

Если человек не способен понять, что есть что исправлять в себе, то вряд ли он будет воспринимать какие-то внутренние проблемы ребенка. Если говорить о личном опыте, то я сейчас получаю высшее образование только по той причине, что мои родители считают, что без него нельзя дальше работать. Вторая проблема, на мой взгляд, в самой системе образования. Возникает ощущение, что цель нашего образования не помочь человеку найти себя в этом мире и не воспитать в нем личность, а просто выточить еще одну шестеренку в механизме нашей Родины. Возможно, кто-то скажет, что и это не является целью образования, а его цель лишь выпустить качественного сотрудника, но тогда оно не справляется и с этой целью. Ведь в программу включена уйма ненужных для профессии предметов, так сказать, для общего развития, которые растягивают обучение в разы. Таким образом, я считаю, что высшее образование должно включать в себя сугубо нужные предметы и длиться до двух лет. А вот школьное должно включать в себя то, чем могут заинтересоваться дети, и считать все предметы равными (ни для кого не секрет, что музыка или изо считаются менее нужными, чем математика или русский язык). Сейчас взор подростков все чаще падает на курсы, ведь они и дают ту самую лаконичную программу профессии. Думаю, уместным будет упомянуть, что российское образование в рейтинге национальных систем высшего образования находится на 35‑м месте, после Южной Африки. Тут комментарии излишни. Я не затронул проблему перевода и отчисления первокурсников, так как, на мой взгляд, это изначально проблема профориентации, которую осознают ребята, видя, что можно, как их ровесники, учиться в другом месте или же не учиться вовсе. А проблема профориентации слишком многоаспектна, поэтому искать пути ее решения бессмысленно, не получится объяснить всем родителям сразу, почему важно услышать, что хочет ребенок, и помочь ему идти по своему пути. Также наивно ждать, что Минпросвещения сейчас перелопатит всю систему. Но, мне кажется, уже наблюдается положительная динамика в этом всем, ведь те, кто были детьми и понимали, что их не слышат, хотя это и важно, становятся родителями, а список поступающих, насколько я знаю, уменьшается каждый год, и поэтому система должна понять, что все уже не будет работать по старинке. Родители будут чуть лучше воспитывать детей, а система – делать уступки и идти на компромиссы, дабы набрать новых первокурсников. Таким образом, потихоньку проблема все-таки решится.

Анна МУХИНА, 4‑й курс, НИУ ВШЭ:

Многие люди не понимают, зачем они сюда пришли, будет ли на выходе результат?

Первый год обучения всегда оказывается не очень приятным, для многих первокурсников даже шокирующим. Начинается куча изнуряющих сессий, сплошной стресс, большую часть времени ты совсем не понимаешь, какое это имеет отношение к высшему образованию или выбранной специальности, учитывая, что в самом начале обучения нужно закрыть много общих и вводных предметов, таких как физкультура и БЖД (безопасность жизнедеятельности). И все, что происходит в первый год, – это нечто общее, вводное, многие люди не понимают, зачем они сюда пришли, будет ли на выходе какой-то результат, соответствующий заявленной специальности. Особенно это касается платников и олимпиадников: людей, которые платят за обучение и хотят получать качественный контент, и людей, которые приложили много усилий или даже переехали из другого города ради попадания в именитое учебное заведение. На первых порах процесс обучения совершенно не соответствует ожиданиям и выглядит скорее разочаровывающе. Именно поэтому многие студенты испытывают сильное желание «свернуть с тропы» уже в начале этого пути и пойти работать, минуя стадию образования, или поменять специальность на более интересную/прикладную, чтобы не только потенциальный диплом, но и сам процесс обучения приносил хоть какую-то радость.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте