Вести урок внеклассного чтения непросто. Не все учащиеся готовятся к нему, мотивируя тем, что книгу либо не нашли, либо в библиотеке все экземпляры на руках. Но даже в том случае, если ученики прочитали и пришли с книгами, организовать работу с различными изданиями очень трудно. И к тому же на уроки внеклассного чтения даётся только один академический час. Как же сделать урок насыщенным различными видами деятельности, включить в работу всех учащихся и накануне организовать чтение? Заранее скачиваю электронный текст «Алых парусов» А. Грина. Теперь у ребят есть возможность произведение читать как в книжном варианте, так и в электронном. А для урока делаю электронную книжку, в которой собираю необходимые для работы учащихся фрагменты произведения.
Задачи урока
Технологии: проблемное обучение, технология развития критического мышления, ТРИЗ-технология.
Оборудование:
– ноутбуки,
– «электронные книжки» для учащихся с отрывками из феерии А.Грина «Алые паруса», собранными в тематические папки: «Ассоль», «Грэй», «Мир людей», «Мир вещей», «Вера в чудо», «Имя героя»; иллюстрации Нонны Алёшиной к произведению А.Грина «Алые паруса, репродукция картины Виктора Васнецова «Иисус распятый» – эти материалы даны во вложенных файлах;
видеофрагмент из художественного фильма «Алые паруса» режиссёра А.Птушко; видеосюжет «Про кораблик» (Театр Песка, художник Сергей Нестеров), любительский анимационный фильм (корабль с алыми парусами на сером фоне) Е. Ефимова.
Ход урока.
I. Учитель: Каждое произведение Грина читается с наслаждением. Но самое любимое – «Алые паруса». Грин определил жанр своего повествования как феерия. Что такое феерия?
Определение из словаря.
«Алые паруса» стали брендом многих мероприятий. В Санкт-Петербурге каждый год в честь выпускников устраивают праздник, название которому – «Алые паруса».
Просмотр видеосюжета «Водная феерия», часть 3 (праздник выпускников «Алые паруса», г. Санкт-Петербург, 2009 год: http://www.youtube.com/watch?v=fYoELdgvPWc).
В Ялте кинофестиваль детских фильмов также назвали «Алые паруса». Открывал в 2009 году фестиваль Василий Лановой (исполнитель роли Грэя), приплывший на корабле с алыми парусами.
Привычно считать, что в приключенческой литературе главное – это то, что случилось, а не с кем случилось. Характеры, всякие там душевные дела ей ни к чему. Действие, стремительный полёт интриги – вот что увлекает читателя.
Попробуем сначала разобраться: в «Алых парусах» главное – то, что случилось или характеры, душевные переживания.
Итак, что же случилось в феерии «Алые паруса»? Сформулируйте буквально в нескольких словах.
Ответ учеников.
Но почему к Ассоль пришло счастье? Случайно или нет? Для того, чтобы ответить на вопрос, мы будем работать с текстом в электронных папках, названных «Ассоль» и «Грэй».
Чтобы составить мнение о характере человека, нужно проанализировать его поступки, его отношение к людям, окружающему миру. Поэтому в папках «Ассоль» и «Грэй» помещаются папки: «Мир людей и «Мир вещей».
II. Работа с текстом.
Учитель: Откроем в папке «Ассоль» папку «Мир людей». Папка содержит отрывки из текста, разделённые на главы.
Текст сконцентрирован для того, чтобы учащиеся могли быстро выстраивать цепь событий, обращать внимание на главное. Беседа по главам.
Глава 1.
Почему жители Каперны сторонились Лонгрэна?
Глава 2.
Почему Ассоль росла без подруг?
Почему её сверстники «вычеркнули раз навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и влияния»?
Как вы понимаете слова Лонгрена: «Э, Ассоль, разве они умеют любить?»
Глава 3.
Какой была жизнь Ассоль?
Как вы понимаете слова автора: «В ней две девушки: «…одна была дочь матроса, ремесленника…другая…живое стихотворение»?
Глава 4.
Какой видят Ассоль Хан Меннерс и угольщик? Почему их мнения так различны?
Теперь перейдём к папке «Мир людей» в электронной книжке «Грэй».
Как вы понимаете слова: «Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому могли говорить «мы»?
Каким рос Грэй в огромном, мрачном и величественном доме?
Охарактеризуйте поступки Грэя в 3 главе.
Выберите ключевые фразы, рассказывающие о том, как складывалась жизнь Грэя с 15 до 20 лет.
Учитель: Давайте сравним: в чём схожесть и различие судеб Ассоль и Грэя?
Ответы детей.
Затем учитель обращает внимание на то, что хотя дети росли в разных по социальному статусу семьях, но и в семье Ассоль, и в семье Грэя родители относились с большой любовью и уважением к своим детям. Какая судьба была предначертана Грэю?
Учитель: Человека характеризует не только его отношение к людям, но и отношение к предметам.
Откроем папку «Мир вещей» в папке «Ассоль».
1, 2 главы.
Как разговаривает Ассоль, лишённая возможности общаться со сверстниками, с окружающими предметами?
Как это её характеризует?
3 глава.
Поделитесь впечатлениями о силе воображения Ассоль.
Как вы понимаете слова: «смотрела глазами ребёнка»?
Прочитайте, какие сравнения подбирает писатель, описывая цвет парусов («он пылал, как вино, как роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь»)? Чего добивается автор, ставя в ряд столько сравнений?
Теперь поработаем с папкой «Мир вещей» в папке «Грэй».
1 глава.
Расскажите, как характеризует Артура Грэя его поступок, когда он испортил дорогую картину, замазав голубой краской гвозди на окровавленных руках Иисуса Христа?
Почему отец не наложил взыскания на сына?
2 глава.
Какое впечатление произвела на Грэя картина в библиотеке с изображением корабля? Как это характеризует героя?
Что возил на своём «Секрете» Грэй? Почему?
Как вы понимаете выражения: «аристократическое воображение», «живописная атмосфера»?
Вывод: как мы видим, Ассоль и Грэй обладали огромной силой воображения. В их сознании рождались картины, рисующие мир сильных, смелых и добрых людей; мир, полный ярких событий. Почему именно такие картины?
III. Работа над развитием воображения.
Учитель: Как вы думаете, воображение даётся человеку с рождения или его можно развивать? Давайте попробуем продвинуться по пути развития нашего воображения.
Мы живём не только в мире людей, но и в мире предметов. Думаю, что предметы, наблюдая за людьми, тоже составляют о них характеристику. Только высказать не могут. А мы попытаемся. Для этого вам нужно войти в образ того или иного предмета.
Задание (используется приём РАФТ технологии развития критического мышления): представить рассуждения предмета о герое. Предметы разыгрываются в лотерею. На билетиках написано:
Ассоль: «Корзинка угольщика», «Растения», «Игрушечная яхта с алыми парусами».
Грэй: «Картина с изображением корабля», «Картина с изображением Иисуса Христа распятого», «Корабль «Секрет».
IV. Почему сбылась мечта Ассоль?
Учитель: Для того, чтобы мечта сбылась, произошло чудо, достаточно в него только поверить? Или для этого ещё что-то нужно?
Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем с папкой «Вера в чудо». Откроем её в папке «Ассоль».
Как отреагировал отец Ассоль на добрую шутку Эгля? Почему он не стал разуверять свою дочь?
Как вы думаете, случайна ли в книге сцена с нищим, поднявшим на смех предсказание собирателя сказок?
Теперь проанализируем содержимое папки «Вера в чудо» в папке «Грэй».
Как восприняли окружающие Грэя люди его желание заменить паруса на алые? Почему?
Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Алые паруса» (режиссёр А.Птушко, киностудия Мосфильм,1961 год).
Учитель: Итак, вы услышали из монолога Грэя, что нужно делать, чтобы чудо сбывалось. А теперь мы ещё раз внимательно перечитаем его слова и заполним таблицу (используется приём «инсерт» технологии развития критического мышления).
Монолог Грэя.
…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, – тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем. Что до меня, то наше начало – мое и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. Поняли вы меня?
Таблица \”Инсерт\”
\” V \” поставьте \”v\”(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете \” + \” поставьте \”+\”(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым; \” – \” поставьте \” -\”(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете \” ? \” поставьте \”?\” на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
V. Наблюдение над именами героев.
Учитель: Часто писатели, чтобы лучше донести до читателя идею произведения, зашифровывают имена героев. Попробуем разобраться, есть ли тайна в именах героев феерии «Алые паруса»?
Учитель зачитывает отрывок из текста:
«- Как зовут тебя, крошка?
– Ассоль, – сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.
– Хорошо, – продолжал непонятную речь старик, не сводя глаз, в глубине которых поблескивала усмешка дружелюбного расположения духа. – Мне, собственно, не надо было спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины: что бы я стал делать, называйся ты одним из тех благозвучных, но нестерпимо привычных имен, которые чужды Прекрасной Неизвестности?»
Александр Грин объясняет читателю, чему созвучно имя Ассоль – Прекрасной Неизвестности.
А Артур Грэй? Случайно ли автор дал ему такое имя? Автор героиню называет только по имени. А героя? В начале повествования, упомянув имя героя – Артур, автор как будто забывает о нём. И дальше называет героя только по фамилии – Грэй. Мы не можем точно знать мысли автора, а можем только предположить, какую мысль хотел автор донести до читателя. Давайте попытаемся разобраться в этимологии слова «грэй». Вам поможет видеосюжет (в видеофрагменте любительского анимационного фильма кораблик с алыми парусами движется к берегу на сером фоне; http://www.youtube.com/watch?v=EK0xloxJUZg).
VI. Заключение.
Сейчас мы просмотрим видеосюжет «Про кораблик» (http://www.youtube.com/watch?v=nIjWiOPvyzg). Создал его художник «Театра Песка» Сергей Назаров. В комментариях к своему рисунку на песке он пишет: «…услышал песню. Песня зацепила и несколько дней крутилась в голове. И в одну из бессонных ночей включил «Про кораблик», подошёл к своему рабочему столу – и вот результат…». Песню, которая произвела такое впечатление на художника, написала солистка группы «Аномалия» Юлия Сёмина. Вот как она рассказывает об источнике своего вдохновения: «Эта песня родилась случайно. Будучи с концертом в городе Усть-Каменогорск, мы ужинали в ресторане, владельцем которого был наш друг неординарный человек Александр Тюменцев (автор идеи и режиссер клипа на песню \”Жёлтая\”), где на стене была нарисована картина: посреди бушующего моря корабль с алыми парусами, на борту которого одинокая фигура человека, смотрящего куда-то в даль. Под впечатлениями от картины и от этого неординарного человека я написала несколько строчек. Показала их нашим музыкантам, которые единогласно настояли на продолжении. Аранжировка появилась моментально и уже через неделю песня звучала в эфире казахстанских радиостанций. И теперь, судя по отзывам слушателей, я поняла, что всё сделала правильно! Всем тем, кто смотрит куда-то в даль, и тем, кто ждёт свои алые паруса, посвящается эта песня».
Беседа после просмотра видеосюжета.
Учитель: Скажите, по-вашему, какая главная строчка в песне?
VI. Домашнее задание.
1) (Задание с элементами ТРИЗ-технологии, т.е. задание построено как ТРИЗ-задача, в основе которой лежит противоречие, которое можно разрешить только с помощью изобретения). Как бы вы хотели напомнить миру о том, что алые паруса несут надежду на счастье?
2) Какую сказку о том, что чудеса есть и сбываются, предложили бы миру вы? Допускаются как полные, так и краткие версии.
Татьяна Разводова, учитель русского языка и литературы гимназии №2 города Гурьевска Калининградской области, победитель XIII Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»
Текст феерии «Алые паруса» А. Грина. http://lib.ru/RUSSLIT/GRIN/parusa.txt
Комментарии