search
main
0

Почему российские родители в 2 раза реже, чем зарубежные, контролируют своих детей в Интернете?

Как жить без Интернета? Это просто невозможно! У современного жителя мегаполиса уже не укладывается в голове, как пятнадцать лет назад люди могли обходиться без компьютеров. Но «всемирная паутина» заключает в себе не только благо, но и зло.

Основные угрозы, с которыми сталкиваются пользователи Сети – вирусы (и программы-черви), троянские программы и программы-шпионы. Все они ставят под угрозу безопасность компьютера, покушаются на конфиденциальность информации.

Специалисты полагают, что теоретически любой родитель в силах защитить себя и своего ребенка от вредного контента. Для этого нужно ограничить список посещаемых сайтов проверенными ресурсами, регулярно обновлять программное обеспечение, использовать только сертифицированные программы.

Главные технические помощники в этом вопросе – антивирусное программное обеспечение и межсетевой экран (так называемый firewall). Вместе они не только помогут оградить компьютер от вредоносных программ, но и предотвратят любые попытки проникновения и несанкционированной передачи личной информации пользователя в Сеть. Непосредственно для защиты детей от негативного контента специалисты советуют родителям использовать услуги интернет-фильтрации. Так, например, современные системы родительского контроля (DNS-фильтры) позволяют мамам и папам самостоятельно решать, какую информацию, в каком объеме и в какое время будет получать их чадо.

Чаще всего юные пользователи сталкиваются в Сети такими психологическими угрозами, как киберунижение (или кибербуллинг) – иначе говоря, «травля» в сети,  пропаганда антиобщественных ценностей (вовлечение в преступные группы, секты, расизм и национализм и пр.), пропаганда и продажа наркотических веществ, сексуальные домогательства, Интернет-мошенничество, Интернет-зависимость, азартные игры.

Согласно различным исследованиям, каждый второй российский школьник сталкивается со всеми вышеназванными угрозами виртуального мира. Но, как отмечают специалисты, для родителей эта информация является не очевидной.

Изучение сетевой зависимости подростков дало довольно интересные результаты: 4,2% участников фокус-групп оказались зависимыми, 29,9% – злоупотребляющими.

В российской психиатрии используются шесть  критериев определения любых зависимостей: сверхценность,  рост толерантности (количество часов за компьютером неизменно растет), синдром отмены («ломка» при невозможности выйти в Сеть), дезадаптация (отрешенность от реальной действительности), колебания настроения, рецидив.

Казалось бы, симптомы очевидны, и, завидев хотя бы один из них, родитель должен  насторожиться. Но зачастую этого не происходит. Потому что многие из этих пунктов и так свойственны подростковой натуре и воспринимаются окружающими не как симптомы болезни, а как признаки переходного возраста, которые скоро пройдут.

Однако вопрос не в том, сколько времени ребенок проводит в Интернете. Значительно важнее, чем он жертвует ради этого.  Чем глубже ребенок «увязает» в виртуальном мире, тем дальше он уходит от реальной действительности. А это – первый шаг к социальной дезадаптации. За ним следуют тревожность, потеря контроля, ощущение ненужности, конфликты в семье и со сверстниками и прочие психологические проблемы. И куда может вывести эта извилистая тропа,  не известно.

А что же мамы и папы?

Как выясняется, многие родители не только недооценивают риски Интернета, но и не знают о возможностях защиты (программах родительского контроля и фильтрации), не отслеживают длительность пребывания своих детей в сети. Согласно опросам Фонда развития Интернета и факультета психологии МГУ в 2011-м году, 65% родителей уверены, что помогают своим дочкам и сыновьям в освоении Интернета. Однако, юные «юзеры» склонны полагать, что этой помощи недостаточно или она преподносится не в той форме, которая нужна. Поэтому родители с готовностью передают право «интернет-просвещения» другим взрослым людям. Так, каждый третий российский родитель ждет по этим вопросам помощи от школы, но только 10% получают ее. Более того, учителя гораздо реже, чем друзья и родители, помогают школьникам в вопросах обучения, пользования и безопасности Интернета.

В то же время, запретить – самый простой, но самый бессмысленный способ решения проблемы. Радикальные меры вызывают «эффект бумеранга» – обратную реакцию. И подрывают доверие к взрослым как к опытным и ответственным людям.

Сравнение уровня контроля в западных странах и России пока, к сожалению, идет не в нашу пользу. Российские родители в 1,5-2 раза реже и слабее контролируют своих детей в Сети. И это свидетельствует о том, что просвещать в вопросах медиабезопасности нужно не только детей и подростков, но и их пап и мам.

Фото Ольги Максимович

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте