search
main
0

Почему растет школьная нагрузка?

Школьная нагрузка, если ее сравнивать с предыдущими годами, увеличилась примерно на 15–20 процентов. Это замечают практически все педагоги. По словам учителей начальной школы, нагрузка растет вследствие многих причин.

Во-первых, увеличивается объем заданий. Во-вторых, хотя задания и разноуровневые, но все равно учитель стремится научить всех, соответственно стараясь уловить на уроке тот уровень, который будет одним доступен, другим интересен. Поэтому для того, чтобы стимулировать к учебе интерес детей, домой предлагаются задания, выходящие за рамки предмета. А это, естественно, увеличение времени и нагрузки.

Как поясняет учитель начальных классов школы № 302 Ирина Пылина, требования к учителю в современной школе существенно изменились. Если раньше учитель был проводником знаний, и на уроке шло их закрепление и отработка навыков и умений, то сейчас во главу угла ставится роль учителя как направляющего, как руководителя, как партнера в процессе обучения. Педагог учит ребенка овладевать знаниями, однако зачастую получается, что существенная нагрузка – работа с дополнительным материалом, поиск интересных фактов – ложится на плечи ребенка. Хорошо, если родители могут ему в этом помочь. А если не могут? Ведь у всех разные условия жизни, разное материальное состояние, разная заинтересованность. В итоге один ребенок сделал максимум, другой – ничего не смог найти и узнать. На этот минимум знаний потом будет трудно нанизывать следующий уровень знаний, который ученик должен получать.

Если говорить о количестве часов, то здесь не такой видимый рост, как в объеме заданий, и даже прослеживается некое сокращение. Однако при близком рассмотрении это уменьшение количества часов не может радовать. К примеру, в начальной школе уменьшилось количество уроков чтения: в 4-м классе их оставили всего два. Урезание произошло за счет третьего урока физкультуры, но количество программного материала по чтению осталось прежним. Если раньше ребята могли ознакомиться на уроке чтения с полным текстом, то теперь работа с текстом идет как домашнее задание, а анализировать литературное произведение пытаются на уроке. Также на будущий год будет введен курс ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики), опять же за счет уроков чтения.

Увеличения школьной нагрузки не избежать, однако если бы она и требования к учащимся были более согласованными, некоторые просчеты можно было бы ликвидировать, считает учитель ОБЖ петербургской школы №373 Елена Максимова. Например, в учебнике по ОБЖ есть десять советов по пожарной безопасности. Эти советы даются и в 7-м, и в 8-м, и в 9-м классах. Зачем? Детям скучно несколько лет подряд читать одно и то же. Избыточность информации – это тоже нагрузка. Часто в учебниках нет четкой структуры, последовательности, они собраны кусочками. А ведь учебник должен быть составлен так, чтобы ребенок, заинтересовавшись, стремился найти дополнительные знания. Кроме того, от ребят сегодня требуются презентационные проекты. Они целыми днями сидят за компьютером, развивают, тренируют только зрительный канал. Разучиваются слушать и поэтому часто не слышат, что им говорят, и мало что помнят из услышанного.

Разработчикам программ и учебников, по мнению Елены Максимовой, не хватает согласованности. Объем знаний увеличивается по каждому предмету отдельно, за счет этого случаются избыточные, повторяющиеся темы, которые тоже являются нагрузкой, но непродуктивной и некачественной.

С коллегами согласна и учитель МХК и истории петербургской школы №609 Людмила Крупина. Если судить по ее предмету, то увеличение нагрузки произошло примерно на 20 процентов. Появляются новые формы, новые методы, используются компьютерные технологии. Но в то же время вводится еще один рабочий день для ребят – суббота. С 7-го по 11-й классы дети учатся шесть дней в неделю. За счет этого нагрузка равномерно распределяется на все шесть дней. Нужно идти в ногу со временем, уверяет Людмила Крупина и считает, что если ребенок хочет учиться, то он будет справляться с нагрузкой, которая ему в данный момент предоставляется, а если он лентяй, то нет. Многое зависит от ребенка и от того, как контролируют и относятся к своим детям родители. Принимают ли участие, помогают ли. Зачастую бывает так, что детей отдали в школу, а учитель должен воспитывать и учить. Но в работе должны присутствовать трое: родители, школа, дети. Иначе нагрузки не преодолеть.

Кстати сказать, то, что поддержка родителей играет важную роль, подтверждают и сами ребята. Так, десятиклассница Ксения Дворко из петербургской школы №509 убеждена, что, если бы не родители, ей было бы трудно справляться с большим объемом информации.

– До 9-го класса нагрузка увеличивалась постепенно, а с 9-го класса резко поползла вверх. Нужно было сдавать экзамены, и больше времени уходило на уроки…

Ксения, как и большинство старшеклассников, безутешно горюет об отобранной школой субботе. Ни выспаться толком, ни погулять по городу, ни съездить на дачу…

Что же будет дальше с нагрузкой в школе? Безусловно, она будет только возрастать. Это процесс закономерный. Мир не стоит на месте. Движется за прогрессом и система образования. И в этой ситуации большая ответственность ложится на те же плечи. Учительские. Ведь только от учителя зависит, утянет ли груз учебы ученика на дно или он останется на плаву, любуясь познавательными окрестностями. Многое зависит от умения учителя заинтересовать ребенка и распределить материал по сложности, от его умения выбирать формы подачи материала. В конце концов, от умения научить учиться, потому что раз уж ребенка так активно загружают информацией, он должен извлечь из нее что-то для себя нужное и полезное. А для этого ему необходима мотивация, формированием которой, опять же, занимается… да-да, вы правильно догадались кто.

Фото с ресурса – http://forum.od.ua/showthread.php?t=932271&p=23210544

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте