search
main
Топ 10
О Дне российской науки узнают школьники на «Разговорах о важном» 6 февраля Перед открытием Года педагога и наставника шесть учителей Северной Осетии получили награды Минпросвещения Минпросвещения представило проект нового порядка проведения ЕГЭ Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой – хороший повод вспомнить о культуре речи В Пятигорске выбрали лучших учителей и воспитателей ФИПИ начал публикацию методичек по проверке заданий ЕГЭ с развернутым ответом О том, кто такие ученые и зачем они нужны, школьники узнали на «Разговорах о важном» Низкая тревожность и позитивный образ будущего: что нужно для психологической безопасности образовательной среды Что такое родительское эмоциональное выгорание, и как выйти из этого состояния Стандарт исторического образования: в Минобрнауки рассказали о принятой Концепции преподавания истории Профориентационные мастерские появятся в сельской школе на Сахалине Программа Года педагога и наставника пополнилась еще одним важным фестивалем В школах Москвы заработают по новому предпрофессиональному стандарту: какие изменения ждут учеников и учителей ЕГЭ, ОГЭ, итоговое сочинение: стали известны планируемые изменения в проведении экзаменов Границы космоса и температура газа внутри спутника: космонавт Сергей Авдеев задал школьникам вопрос на засыпку На Кубани объявили имя лучшего воспитателя 2023 года Минобрнауки планирует при приеме на инженерные специальности снизить акцент на русский язык В России появилась первая школа с системой управления климатом на основе ИИ На Южном Урале вырос спрос на репетиторов, учителей в школах тоже не хватает Какие навыки и предметы вызывают большие трудности у детей в начальной школе
0

Почему первокурсники впадают в депрессию? Или как адаптировать студентов к учебному процессу

В высшие учебные заведения студенты приходят уже с определенным багажом знаний, умений и навыков, а главное – с устоявшимися стереотипами поведения и установками, касающимися их взаимодействия с педагогами. Ученик привыкает к мысли, что учителя и родители заинтересованы в его успехах даже в большей степени, чем он сам, и любые предупреждения о том, что, поступив в институт, он должен будет стать более самостоятельным и никто, кроме него самого, в результатах его обучения заинтересован по большому счету не будет, успеха не имеют по одной простой причине: самостоятельность является основным аспектом развития индивидуальной воли, а значит, подобно знаниям, приходит не просто так, а путем усиленной внутренней работы и в результате прохождения через жизненные кризисы и конфликты.

Поэтому именно для студентов I курса в большей степени характерны повышенная тревожность, заниженная самооценка, частые депрессии для интровертных типов и повышенная раздражительность и конфликтность для типов экстравертных. Но поскольку представителей этих типов в чистом виде не существует, то можно говорить о том, что все вышеперечисленные расстройства затрагивают практически всех первокурсников. Зачастую именно они в первую очередь являются причиной слабой успеваемости. Ведь нередки случаи, когда вступительные экзамены сдаются намного лучше, чем экзамены во время сессии. В первую очередь это касается иногородних студентов, еще одной стрессовой ситуацией для многих из которых на первых порах является проживание в общежитии с минимумом удобств и с незнакомыми людьми на небольшой площади.

Далее возможно несколько вариантов развития событий. В лучшем случае студент успешно преодолевает кризисы, становится более самостоятельным и ответственным и постепенно адаптируется к учебному процессу. В худшем случае он не выдерживает психологического стресса, пропускает занятия и заваливает сессию. А студенты, зафиксировавшиеся на детской стадии развития, компенсируют стрессы, идя на поводу у сиюминутных желаний, что опять же сказывается и на посещаемости, и на успеваемости.

В этой связи задачей преподавателей является сделать все возможное, чтобы процесс психологической перестройки и адаптации студентов к учебному процессу прошел как можно быстрее и мягче. Английский язык – это практически единственный предмет, по которому не читаются лекции, а значит, методика его преподавания мало отличается от школьной. Разница лишь в том, что в школе при обучении общему английскому языку ставятся четыре основные задачи, утвержденные международными стандартами: научить говорить, слушать, читать и писать (speaking, listening, reading, writing), а в техническом вузе этот круг сужается до задач научить использовать английскую грамматику и умению грамотно переводить на русский язык. Задачи научить слушанию, говорению и написанию писем и документов становятся второстепенными, хотя в наше время, когда коммуникативность является важным аспектом общения с иностранцами, это и не совсем правильно. Кроме того, если во время занятий не уделять внимания коммуникативному аспекту, они становятся скучными и занудными, студенты начинают шуметь или засыпать. К сожалению, в вузах, в отличие от средних школ, не акцентируется внимание на смене видов деятельности во время занятий. Считается, что студенты лучше организованы и сосредоточены, а потому смена видов деятельности им необязательна. Зачастую преподаватель приходит на занятия только для того, чтобы выполнить свои обязанности, но в таком случае его с успехом может заменить компьютер. А для того чтобы студенты полюбили изучаемый предмет и не относились к нему как к трудовой повинности, со стороны преподавателя нужно нечто гораздо большее.

Также считаю нужным упомянуть и об индивидуальном подходе к студентам. Невозможно, да и глупо, было бы ко всем студентам предъявлять одинаковые требования. От преподавателя требуется чуткость и внимание, чтобы знать сильные и слабые стороны своих студентов и проводить обучение с учетом этих сторон.

Элгар АГАЕВ, преподаватель МГТУ им. Н.Э.Баумана

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте