Наставничество молодых педагогов – один из важнейших аспектов методической работы в образовательном учреждении. От организации эффективного наставничества зависят образовательные успехи учащихся. Кроме того, организация наставничества создает благоприятный климат в педагогическом коллективе: новые педагоги чувствуют поддержку более опытных коллег, понимают ценности и традиции учреждения, знают об общих требованиях к организации обучения, подходах и методах работы в школе.
В этой статье мы поговорим о четырех компонентах эффективного наставничества для молодых или новых педагогов в школе или детском саду. Кроме того, описанные инструменты и концепции могут быть полезны при введении в образовательной организации новых общих требований.
Первый (и максимально важный) компонент – ценностный. Это ответ на вопрос «Зачем и почему нужно делать именно так?». Отсутствие ясной мотивации для выполнения любого требования автоматически его обесценивает. Разъяснение ценностного основания каждого требования или рекомендации исключает подход «так нужно делать, потому что я так сказал/так написано в документе, так правильно». Подход «указания сначала выполняются, а потом обсуждаются» работает в структурах с постоянным контролем. Если же мы хотим самостоятельной деятельности в заданных рамках, важно, чтобы человек эти рамки понимал и принимал.
Например, необходимость подготовки дифференцированных заданий для класса может быть обусловлена не только и не столько требованиями нормативной документации, сколько сложным составом учащихся. Если учитель понимает все плюсы применения дифференцированных требований, он проще примет необходимость тратить дополнительные усилия на подготовку этих заданий. Другой пример – предоставление учащимся выбора в процессе уроков. Такое требование, заявленное в режиме «так надо», вызовет протест у педагогов, так как тоже требует дополнительной подготовки к уроку. Если же педагог понимает и принимает, что возможность выбора делает ученика не объектом, а субъектом образования, а также осознает ценность субъектности учащегося, ему будет проще тратить на это усилия и время.
Второй важный аспект наставничества педагогов – системность. Важно понимать, что наставничество педагога – это постепенная работа по совершенствованию его профессиональных навыков. Требования к проведению уроков или организации любой другой деятельность не могут предъявляться: а) хаотично, б) все сразу. Необходимо точно распланировать, что первично и максимально важно, а что второстепенно. И вводить одно требование за один раз. Как только педагог будет уверен в использовании одного компонента, например парной работы на уроках, можно предъявлять новое требование, например к организации командной работы на уроках или во внеурочной деятельности.
В организации системной работы и распределении приоритетности задач отлично помогают чек-листы и листы самомониторинга. Это третий компонент эффективного наставничества. Требования, закрепленные на бумаге, проще формулировать и выполнять. При наличии чек-листа «хорошего урока», с которым знакомы все педагоги, каждому будет значительно удобнее готовиться к уроку, в ходе которого он может соблюсти общие требования. Кроме того, важно, что требования будут именно общие. Ведь это доступный для всех документ, на который могут ориентироваться все, а не субъективное мнение методиста. Работающие и самые удобные чек-листы составляются коллективно, с участием учителей.
На основании чек-листа удобно и эффективно работает и четвертый компонент наставничества – обратная связь. Главное преимущество фидбека, данного на основании чек-листа, состоит в том, что эта обратная связь дается человеку не на основании личного мнения наставника, а на основании знакомого всем документа. Это позволяет исключить личные отношения (и хорошие, и плохие) и вывести на первый план объективный взгляд на урок или занятие.
Важно помнить, что обратная связь бывает двух видов: позитивная и корректирующая. Позитивная описывает то, что в процессе урока было сделано качественно. Это обязательный компонент обратной связи. Он позволяет минимизировать риски профессионального выгорания у педагога, выявляет его сильные стороны, придает профессиональной уверенности. Корректирующая обратная связь указывает на то, что в следующий раз следует сделать иначе, на что обратить внимание, что можно добавить и улучшить.
Коротко алгоритм и логику наставничества можно описать следующим образом:
- Коллегиально составьте чек-листы с общими требованиями к организации уроков, выявите первостепенные и дополнительные требования.
- По возможности дайте молодым педагогам посетить уроки, которые соответствуют описанным требованиям.
- Обозначьте молодому педагогу первичные задачи.
- Посетите урок, заполните чек-лист.
- Дайте позитивную и корректирующую обратную связь, поставьте задачи для дальнейшей работы.
Применение этих несложных правил в наставничестве позволит организовать единый подход к работе в учреждении.
Анна КАЛАБУХОВА, педагог-психолог школы №1321 «Ковчег»
Комментарии