Зал боевой славы в Великом Новгороде существует без малого год. Это не музей, хотя имеет все признаки музея: экскурсоводы, запасники, витрины с экспонатами, причем бесценными (привезены с мест боев Великой Отечественной на Новгородчине, презентованы частными коллекционерами). Зал боевой славы создан ветеранами Новгородской области и группой энтузиастов – выпускников исторического факультета Новгородского госуниверситета. Это детище общественного объединения.
Детишек Великого Новгорода и области зал боевой славы восхищает тем, что здесь не действует традиционный и строгий музейный запрет: «Руками не трогать!». Под присмотром экскурсовода можно не только прикоснуться к боевым каскам, шинелям и буденовкам Великой Отечественной, но и примерить их на себя. Восторги отражены в книге отзывов: «Нам очень понравилось то, что можно было померить фуражки, шинели, пофотографировать. Ученики начальной школы «Тополек». «Мы из Борковской средней школы Новгородского района. Мы прочувствовали, как тяжело было нашим солдатам. Впечатлены восковыми фигурами, а возможность примерить на себя форму военных времен – одно из самых замечательных мгновений, пережитых нами в этом музее». «Мы учащиеся Панковской школы. Мы гордимся тем, что живем в этом городе – Великом Новгороде». «Было очень интересно. Бронежилет и каски – тяжелые! Ученики начальной школы гимназии №3».
Рассматриваю книгу отзывов и с огорчением замечаю: кроме меня, посмотреть на замечательные экспонаты зала боевой славы пришли всего два человека. А ведь день выходной – воскресный! «К нам в основном педагоги приводят организованные экскурсии», – объясняет экскурсовод Мария Орлова. – Это дошкольники, школьники, даже старшеклассники».
Экспонаты, размещенные в витринах этого небольшого зала, в основном привезены с мест боев поисковиками «Долины» – новгородской общественной организации по поиску и захоронению останков воинов, погибших в Великую Отечественную войну. Мария Орлова и другие экскурсоводы зала боевой славы, кроме того, еще и участники «Долины». Историю каждого экспоната они пропустили через свое сердце. Тем же правилом экскурсоводы пользуются на экскурсиях для школьников. Их цель, а также, на мой взгляд, ценнейшая педагогическая методика – донести до сердца каждого ребенка историю войны, ее ужасы и беды через историю конкретного человека. В летней экспедиции «Долины» 2012 года поисковики среди прочих важных находок обнаружили медальон, который удалось прочитать. Историю владелицы медальона рассказывают теперь школьникам. Тамара Андреевна Быстрова, погибшая в боях под новгородской деревней Мясной Бор, была медсестрой. Ей было всего лишь 20 лет. Наверное, ее по отчеству еще никто не называл и была она для солдат Томой, Тамарочкой… На место гибели Тамары по приглашению поисковиков «Долины» нынешним летом с другого конца страны приехали ее родственники. Теперь ей было бы 90 – прошло 70 лет ее непрожитой жизни. Она навсегда осталась молодой и красивой – родные привезли фотографию Тамары. С фото смотрит на нас красавица блондинка: озорные глаза, брови вразлет, кокетливо повязанный шарфик. Тамара ушла на фронт тайком от родных и остригла перед этим свои длинные роскошные косы. Родственники рассказали, что медсестричка Тамара незадолго до начала войны познакомилась с хорошим молодым человеком-врачом. Мечтали пожениться, но началась война. Он и она погибли на разных фронтах Великой Отечественной. Слушая историю Тамары Быстровой, девочки-школьницы плачут. На музейной витрине – скромные бусы, опрятный чистый гребешок, миниатюрное зеркальце, которые могут поместиться в солдатском вещмешке. Это не личные вещи Тамары Быстровой. Но они могли бы принадлежать ей или любой другой девушке, отправившейся на войну. Эти вещи найдены в местах боев на новгородской земле. И они, так же как письма с фронта, помещенные на витринах, детские игрушки, которые носили солдаты с собой как память о доме, воздействуют на сознание юных экскурсантов больше, чем цифры и даты, помещенные в учебниках истории. «Бронежилет и каски – тяжелые!» Тот, кто хоть раз почувствовал это, уже не забудет. Война на ощупь, война на примерку, война – через глаза и сердце. Может, именно так надо преподавать историю? По данным социологов, молодые люди 16-18 лет знают советскую историю гораздо хуже других возрастных групп. По оценке Владимира Путина, от того, что написано в некоторых учебниках истории, «волосы дыбом встают». То, что проблемы с преподаванием истории в школах есть, подтверждает экскурсовод зала боевой славы Великого Новгорода Мария Орлова. По ее словам, семиклассники и восьмиклассники, приходящие на экскурсии, порой не знают даже даты начала Великой Отечественной войны. Что же удивляться тому, что ученики многих школ понятия не имеют о подробностях войны в их родном новгородском крае. А ведь это – места таких жестоких боев, что земля здесь была пропитана кровью. На Новгородчине дислоцировалось огромное количество партизанских отрядов. Здесь ценой жизни Тамары Быстровой и еще 146 тысяч человек было начато движение армии по освобождению Ленинграда от блокады. Вспомнился лично мне в связи с этим еще один пример. В провинциальную редакцию, где я работала 10 лет назад, пришла на должность корреспондента выпускница журфака Новгородского государственного университета. В одной из своих заметок, посвященных Великой Отечественной, эта девушка написала следующее: «Когда Ленинград БЫЛ ЗАНЯТ ФАШИСТАМИ…» Проверив грамматические и пунктуационные ошибки, редакционные корректоры, у которых, возможно, «глаз замылился» после трудового дня, пропустили этот текст в печать. Шквал звонков и писем от возмущенных читателей вначале привел начинающую журналистку в недоумение. Пришлось коллегам объяснять ей то, чему девицу не научили ни в школе, ни в вузе… Выходит, процесс превращения наших школьников в Иванов, родства не помнящих, начался не так уж недавно? Почему же это произошло? На мой взгляд, дело в том, что в процессе переиначивания, перекраивания школьных учебников истории в постсоветское время в последних появилась тьма излишней информации. Возьму первые попавшиеся примеры из учебника истории для 7-го класса. Английская королева Елизавета была «подозрительной и одинокой женщиной». Отрывок из воспоминаний современника Семилетней войны в Европе, занимающий аж полстраницы, повествует о зверствах солдат-победителей со смакованием деталей, например: «Слугу связали, разложив на земле, вставили ему в рот распорку и влили ему в горло целое ведро навозной жижи. Это они называли шведским питьем». Дальше как-то и читать не хочется… Пока в учебниках будет навозная жижа вместо истории, наши дети знать прошлое своего Отечества не будут. Это первая причина. Вторая – слишком большой объем информации в учебниках приводит к тому, что в средних классах детей заставляют заучивать по два-три параграфа сразу. Что останется в голове после такого «мозгового штурма»? Хаотичные отрывки! Ключевые моменты, такие как знание даты начала и конца Великой Отечественной войны, из памяти школьников выпадают потому, что они просто теряются в море информации. Задача учителя – выделить ГЛАВНОЕ и объяснить, почему оно главным для нас, россиян, является. Третья причина незнания детьми истории России, возможно, кроется в неправильном распределении часов на «свою» и «чужую» историю в учебных планах школ. Лариса Небесская, учитель истории школы №9 Владивостока, имеющая 20-летний стаж работы, говорит по этому поводу следующее: «Мы с учениками нашей школы много бывали в школах Китая на языковой практике. Заметили, что все китайцы очень хорошо знают историю своей страны. А ведь выучить ее им гораздо труднее, чем российским школьникам, потому что у них было огромное количество династий и царств. Этому нам у китайцев можно поучиться! Но должна заметить, что при этом китайские школьники слабовато знают историю других стран, проходят ее обзорно. Однако каждый, кто получил высшее образование в этой стране, хорошо знает и этот блок истории». Соединить чужой опыт со своим. Исправить ошибки. И добавить к кабинетному изучению истории живую речь экскурсовода и возможность «примерить на себя» роль своих предков. Мне кажется, это и есть рецепт знания истории современными школьниками!
Фото автора
Комментарии