По этому поводу у доктора психологических наук, профессора, заведующей кафедрой юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ Елены ДОЗОРЦЕВОЙ есть свое мнение.
Многие акты детской, подростковой жестокости сейчас стали известны обществу с помощью Интернета. Возникает ощущение (либо оно субъективное, либо это объективная картина ситуации), что детская жестокость возрастает. В экспертной практике мы сталкиваемся с тем, что стали поступать на экспертизу подростки, которые совершают жестокие правонарушения. Не скажу, что агрессия в коллективе детей традиционное явление, все зависит от того, как организован этот коллектив, чем занимаются дети, как их организовали взрослые и какую атмосферу они создали для детей.Проблема агрессии и травли – проблема острая, которой занимаются не только у нас, но и за рубежом. Это подавление более слабых детей сильными или группой детей, которые хотят показать свою мощь, удаль, возвыситься или отомстить за что-то – таковы нередко возникающие ситуации. Но сейчас есть достаточно эффективные способы работы с этими явлениями, в частности, службы примирения и практики школьных служб примирения, когда дети сами становятся посредниками в спорах и конфликтах, разбирают ситуации, выносят свои решения и таким образом позволяют конфликтующим сторонам примириться и предотвратить агрессию и насилие.Отчасти верно, что дети более жестокие, чем взрослые. Согласно исследованиям, которые были проведены в Канаде, самым агрессивным человек бывает в возрасте 2,5-3 лет. Это возраст, когда социальные нормы и запреты еще не усвоены ребенком, поэтому от родителей зависит, в какой мере они смогут эту агрессию перевести в более мирный вариант поведения, насколько сами родители доброжелательны, миролюбивы и сами научены родителями исключению агрессивного поведения. Если ребенок видит в семье агрессию, конфликты, насильственные действия, то у него, наоборот, усиливаются эти тенденции и закрепляются, становятся привычным способом поведения как в семье, так и с другими детьми.Избиение слабого, сверстника или младшего – это, конечно, особый случай, здесь нельзя говорить о том, что это обычное поведение подростков. Это в первую очередь связано с внутренними проблемами подростка, который проявляет агрессию и жестокость. Как правило, это либо подростки с серьезными проблемами в семье, либо испытавшие унижение, они проявляют свою жестокость не к тому человеку, кто их обидел, а по отношению к слабому. Нередко у таких подростков есть еще серьезные психические отклонения, с ними надо разбираться. В первую очередь здесь нарушена эмоциональная сфера, потому что склонные к такой жестокости подростки неспособны поставить себя на место своей жертвы. Эта способность формируется достаточно рано, в школьном возрасте, например, во взаимодействии с родителями. Корни у таких случаев достаточно глубоки, обычно агрессия совершается не в одиночку, а в группе, то есть инициатор этого насилия показывает окружающим, что он сильный, что мощь на его стороне, что он может себе это позволить, крутость повышает его в собственных глазах и в глазах его сверстников. С такими случаями, конечно, нужно работать, оказывать помощь потерпевшему, очень массивная психологическая работа должна быть с такими агрессорами, потому что, как правило, у них много и внутренних проблем, и семейных, целый комплекс нерешенных вопросов. Как правило, это те подростки, которые уже раньше обращали на себя внимание, в школе они обычно не слишком адаптированы. Чем раньше на таких детей будут обращать внимание специалисты в школе, чем раньше будут вести работу с их родителями, тем проще будет справиться с этим.Мы видим, что подростки выкладывают видео драк, избиений в Интернете. Тут нужно учитывать две стороны – аудиторию, перед которой надо хвалиться, и того, кто выкладывает свои подвиги в Сети. Ему важно, чтобы его воспринимали как «крутого», как способного нарушить нормы. В подростковом возрасте нарушение норм и бесшабашность воспринимают как нечто выделяющее такого подростка из общего фона. С другой стороны, если те подростки, которые и в обычной жизни нарушают эти нормы и правила, выкладывают видеозаписи своих агрессивных действий, то они тем самым причиняют дополнительные страдания жертве, ставят жертву в беспомощное положение перед зрителями, потому что она не может удалить видео, и это прибавляет подростку-агрессору в его глазах еще кусочек всемогущества. Надо сказать, что такая проблема существует не только у нас. Во Франции очень жесткие наказания за съемку таких сцен, ответственность того, кто снимает, может быть до 7 лет лишения свободы. Надо подумать и у нас о привлечении к ответственности тех, кто создает эти видеопродукты.С родителями нужно разговаривать и работать больше именно для того, чтобы, когда их дети находятся еще в младшем школьном возрасте, они понимали, как формируется личность их ребенка, почему он ведет себя таким образом, а не иначе, и что можно сделать, чтобы у него не было проблем с другими людьми. Здесь нужно повышать чувствительность к состояниям ребенка. Конечно, сегодня большая проблема – наказания, к которым прибегают родители. Мне представляется, что физические наказания, которые родители практикуют даже по отношению к подросткам, – это совершенно неправильно, с этим нужно работать. При телесном наказании может быть достигнут моментальный эффект, ребенок становится как шелковый на непродолжительное время, но если мы говорим о длительном влиянии, то у ребенка укрепляется установка, что насильственные способы допустимы в жизни. Отсюда мы и приходим к проблеме агрессии, насилия. Существует еще понятие косвенной агрессии, когда унижают других людей, пользуясь сплетнями, слухами, во взрослой жизни это тоже бывает. Вообще все это вопрос культуры, в частности и национальной. Мы знаем, что в некоторых странах запрещены наказания детей, социальные службы резко реагируют на это, наши сограждане, живя в этих странах, часто становятся участниками судебных процессов.К сожалению, сейчас родители должны очень много думать о том, как обеспечить семью, им приходится много работать, поэтому связь родителей и ребенка развивается не так, как хотелось бы. Особенно это происходит в подростковом возрасте, когда подросток чувствует себя самостоятельным и действует, уже не оглядываясь на маму, а тем более на бабушку. Для ребенка в этом возрасте важны сверстники. Хорошо, если бы у ребенка был старший друг, который мог бы проводить с мальчиком какое-то время, нужна какая-то привязка к взрослому или старшему человеку, который мог бы его направлять и помочь осознать те жизненные ценности, которые для него будет важно вырабатывать во взрослой жизни. Для мальчика нужен образец мужского поведения, может быть, какая-то спортивная секция.В последние годы подростковая преступность существенно сокращалась, по крайней мере по официальным государственным данным, сокращалось как общее количество преступлений, так и тяжких, агрессивно-насильственных. Тем не менее сегодня часто говорят о понижении возраста уголовной ответственности, о том, что именно младшие подростки совершают большое количество преступлений, в том числе и жестоких, и предлагают понизить возраст ответственности до 12 лет. С моей точки зрения, делать это нецелесообразно, во всяком случае с точки зрения законопроектов, которые рассматривают, потому что в них не идет речь о реабилитации, об исправлении, о коррекции, граждан волнует больше собственная безопасность. У нас и сейчас при действующих положениях существует возможность направлять подростков с 11 лет в специальные учреждения на срок до 3 лет, в этом смысле рычаг воздействия существует. В 2011 году было принято постановление Верховного суда, которое изменило практику работы с несовершеннолетними нарушителями, акценты были сделаны на меры, не связанные с лишением свободы, так как когда подростка помещают в среду таких же сверстников с не самым лучшим поведением, то надежда на то, что он исправится, очень призрачна. Поэтому уменьшение числа подростков в местах лишения свободы за последние 10-15 лет почти в 10 раз мне представляется положительной тенденцией. Но это не значит, что всех нужно оставить на свободе и ничего с ними не делать, просто дать условное наказание, и пусть они живут как хотят. Конечно, с ними нужно проводить интенсивную работу, от того, как ее будут проводить, какого качества специалисты будут этим заниматься, насколько подготовленные, насколько продуманные программы социальной работы с этими подростками будут использовать, зависят результат и уровень подростковой преступности в будущем. Хотя подростковая преступность сложный элемент, возможны волны как вниз, так и вверх, зависящие от многих факторов, тем не менее амбулаторная работа с подростками может быть более эффективной.Подростки, склонные к девиантному поведению, часто лучше знают Уголовный кодекс, чем обычные школьники, но это не влияет на их поведение. Скорее подросток думает, как бы обойти эти нормы в том случае, когда он уже достаточно продвинулся по криминальному пути. В целом если для подростка совершение преступлений не привычный способ существования, если это его первые неправильные шаги, то хороший способ работы с таким подростком – примирительные процедуры между этим подростком и потерпевшим. Здесь выигрывают обе стороны, потерпевший получает моральную компенсацию, а с подростком работают и до него доносят смысл того, что он совершил, с точки зрения противоположной стороны. Здесь необходимо согласие потерпевшего на такую процедуру, но она очень эффективна для личностного развития подростка, для того, чтобы он мог взять на себя ответственность и сгладить вред, причиненный потерпевшему.Один из самых острых вопросов, которые обсуждают и в обществе, и в научной среде, – это роль телевидения и компьютерных игр. Научно доказать с соблюдением всех тонкостей исследования, что именно телевизор и компьютерная игра оказывают негативное влияние на подростков, достаточно сложно. В одной из последних статей по этому поводу рассматривали более ста исследований, в которых пытались установить связь между телевизором, компьютерными играми и совершением правонарушений подростками. Конечно, можно обнаружить довольно сильную связь между этими факторами, но если приглядеться, то можно заметить, что такие исследования проводили не совсем корректно, не учитывали такие факторы, как семейные обстоятельства, индивидуальные особенности подростка, уже совершенные им правонарушения. Когда же эти факторы были учтены, то выяснилось, что связь практически равна нулю, что тут можно наблюдать более сложные связи, что просмотр таких передач, обращение к компьютерным играм могут быть следствием воспитания и социального фона. То есть можно сказать, что подростки, склонные к насилию, выбирают игры особого рода.Сейчас есть закон об информационной безопасности для детей и подростков, в котором предусмотрены достаточно жесткие регламентирующие меры для показа определенных передач по телевидению. Это хорошо, но говорить о том, что только от телевизора и от компьютерных игр идет вся жестокость подростков, наверное, было бы неправильно. Недавно зарубежные исследователи обратились к разработчикам компьютерных игр, в которых разыгрывают военные действия, и предложили ввести в войны существующие правила, например, положения Женевской конвенции. Те подростки, которые увлекались компьютерными играми со стрельбой, с насилием, были скорее склонны оправдывать насилие как способ решения проблем, и это тревожный момент, который следует учитывать. Я думаю, что родителям полезно знать, чем увлекается их ребенок, обсуждать с ним это, быть вместе с ним, но не в качестве жесткого контролера, а человека, который находится рядом и всегда готов поговорить о том, что ценно в жизни.
Комментарии