search
main
0

Почему мы играем в куклы? Что такое для нас кукла?

​Знаете ли вы, что только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений?

Первое – детская игрушка в виде фигурки человека. Второе – в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье – фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С.И.Ожегова). Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Также в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны – от австралийских шаманов до черных магов. Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась. Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты – от Азии через Европу и Африку до Америки. Можно вспомнить свидетельства античных писателей, описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол – кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и Юго-Восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов – героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца – Брахмы, а театр кукол – подобием мира. Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в Древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины) высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов – прекрасных пандор. Поистине пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагались целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров. Позже, в 60-е годы XIX века, пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчинка»). Но еще раньше, в конце XVII века, у пандор появились уникальные собратья – андроидные механизмы. Золотой век механических андроидов приходится на эпоху своеобразного и неповторимого синтеза новой европейской культуры. А вот в Германии в те же древние времена делали совсем иначе. Кукол лепили из воска. Они были очень хороши, наверное, не хуже, чем у мадам Тюссо. Но вот вы доверили бы ребенку для игры восковую куклу? То-то и оно! А французы стали прославленными мастерами по части механических кукол, которые уже в XVII веке могли двигаться и издавать звуки, а в XVIII даже могли ходить, танцевать и произносить что-то осмысленное. И понятное дело, что взрослые не могли уступить детям право игры с такими чудесными игрушками. Но прогресс требовал своего, и в конце XVIII века кукольники наконец занялись поисками подходящего материала для кукол, дешевого, но качественного. Не получилось. И только во второй половине XIX века французские кукольники додумались до двух вещей. Первое: ребенку, в общем-то, не важно, что там у куклы под платьем, главное – чтобы голова куклы была «настоящая». А второе… вторым открытием было то, что относительно дешевый грубый неглазированный фарфор, именуемый профессионалами емким словом «бисквит», удивительно напоминает по фактуре человеческую кожу. Мир захлестнула волна относительно недорогих, но восхитительных детских кукол с головками из «бисквита», которые удивительно напоминали живых людей. Дети наконец смогли удовлетворить свою многовековую тоску по настоящей кукле. В те очень далекие времена, которые, по правде сказать, уже практически забыты, кукла также была еще первобытной. Кроме внутреннего содержания, которое мы достаточно подробно разбирали в предыдущих разделах, кукла имела внешность, очень далекую от наших визуализирований. Сначала кукла была:     вырезанной из дерева;     сплетенной из соломы;     сделанной из ткани;     переплетенной из отрезанных волос. Такой, как правило, была кукла-оберег. Дети сами делали себе куколок из травы, перчаток, варежек – считается, что первообразом современной марионетки была именно варежковая кукла. Время убегало, как горный ручей, и вскоре самодельные куклы уступили место сувенирным, авторским куклам. Большой популярностью начали пользоваться такие исходные продукты для изготовления, как дерево, фарфор, глина, соленое тесто. Глина и соленое тесто были широко распространены в славянских странах. Фарфоровые куклы были очень дорогими, поэтому редко использовались для классической игры, их все чаще использовали для коллекционирования. На Западе после наступления производственного кризиса и перехода с ручного труда на труд машины куклы поступили в мануфактурное производство, изготовление этих милых созданий разного толка было поставлено на поток. Куклы были самые разные, способные удовлетворить запросы самого притязательного заказчика. Кроме пупсиков большого размера активным спросом пользовались и куклы, для которых можно было применять женскую одежду. Так появилась американская Барби, ставшая модным клоном и диктатором в плане стандартов не только кукольной моды.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте