search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями  Год счастливого детства стартовал в Чувашии
0

Почему мы играем в куклы? Что такое для нас кукла?

​Знаете ли вы, что только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений?

Первое – детская игрушка в виде фигурки человека. Второе – в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье – фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С.И.Ожегова). Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Также в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны – от австралийских шаманов до черных магов. Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась. Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты – от Азии через Европу и Африку до Америки. Можно вспомнить свидетельства античных писателей, описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол – кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и Юго-Восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов – героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца – Брахмы, а театр кукол – подобием мира. Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в Древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины) высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов – прекрасных пандор. Поистине пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагались целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров. Позже, в 60-е годы XIX века, пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчинка»). Но еще раньше, в конце XVII века, у пандор появились уникальные собратья – андроидные механизмы. Золотой век механических андроидов приходится на эпоху своеобразного и неповторимого синтеза новой европейской культуры. А вот в Германии в те же древние времена делали совсем иначе. Кукол лепили из воска. Они были очень хороши, наверное, не хуже, чем у мадам Тюссо. Но вот вы доверили бы ребенку для игры восковую куклу? То-то и оно! А французы стали прославленными мастерами по части механических кукол, которые уже в XVII веке могли двигаться и издавать звуки, а в XVIII даже могли ходить, танцевать и произносить что-то осмысленное. И понятное дело, что взрослые не могли уступить детям право игры с такими чудесными игрушками. Но прогресс требовал своего, и в конце XVIII века кукольники наконец занялись поисками подходящего материала для кукол, дешевого, но качественного. Не получилось. И только во второй половине XIX века французские кукольники додумались до двух вещей. Первое: ребенку, в общем-то, не важно, что там у куклы под платьем, главное – чтобы голова куклы была «настоящая». А второе… вторым открытием было то, что относительно дешевый грубый неглазированный фарфор, именуемый профессионалами емким словом «бисквит», удивительно напоминает по фактуре человеческую кожу. Мир захлестнула волна относительно недорогих, но восхитительных детских кукол с головками из «бисквита», которые удивительно напоминали живых людей. Дети наконец смогли удовлетворить свою многовековую тоску по настоящей кукле. В те очень далекие времена, которые, по правде сказать, уже практически забыты, кукла также была еще первобытной. Кроме внутреннего содержания, которое мы достаточно подробно разбирали в предыдущих разделах, кукла имела внешность, очень далекую от наших визуализирований. Сначала кукла была:     вырезанной из дерева;     сплетенной из соломы;     сделанной из ткани;     переплетенной из отрезанных волос. Такой, как правило, была кукла-оберег. Дети сами делали себе куколок из травы, перчаток, варежек – считается, что первообразом современной марионетки была именно варежковая кукла. Время убегало, как горный ручей, и вскоре самодельные куклы уступили место сувенирным, авторским куклам. Большой популярностью начали пользоваться такие исходные продукты для изготовления, как дерево, фарфор, глина, соленое тесто. Глина и соленое тесто были широко распространены в славянских странах. Фарфоровые куклы были очень дорогими, поэтому редко использовались для классической игры, их все чаще использовали для коллекционирования. На Западе после наступления производственного кризиса и перехода с ручного труда на труд машины куклы поступили в мануфактурное производство, изготовление этих милых созданий разного толка было поставлено на поток. Куклы были самые разные, способные удовлетворить запросы самого притязательного заказчика. Кроме пупсиков большого размера активным спросом пользовались и куклы, для которых можно было применять женскую одежду. Так появилась американская Барби, ставшая модным клоном и диктатором в плане стандартов не только кукольной моды.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте