search
main
0

Почему Москве не нужны управляющие советы?

​Ирина ВАСИНА, сопредседатель городского Совета родительской общественности, председатель Северо-Восточного окружного совета родительской общественности, член Московской городской общественной палаты по образованию:

– В 1996 году в новом варианте Закона РФ «Об образовании» был радикально изменен подход к пониманию сущности системы образования: из государственной она превратилась в государственно-общественную, а это повлекло за собой значительные изменения и в управлении образовательными учреждениями. В соответствии со статьей 35 Закона РФ «Об образовании» управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. В статьях 50, 52 и 55 закона гарантируются права обучающихся, их родителей и педагогов на участие в управлении образовательным учреждением.Управление в образовании в качестве государственно-общественного предполагает непременное сочетание государственного управления как обязательной составляющей и общественного управления в самых различных вариантах (с учетом особенностей конкретного образовательного учреждения). Целью государственно-общественного управления образованием в этом случае будет оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и властей на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях.Для развития институтов гражданского общества Департамент образования совместно с Московским гуманитарным педагогическим институтом, родительской общественностью Москвы сформулировал основные направления по дальнейшей работе. Члены комиссии по вопросам развития институтов гражданского общества в сфере образования Московской городской общественной палаты по образованию вошли в состав рабочей группы. В декабре 2009 года, в мае и октябре 2010 года были проведены практическая конференция по разработке городской целевой программы «Развитие государственно-общественного управления образованием в Москве», основным итогом которой стал проект на 2010-2013 годы, и два «круглых стола», на которых с докладами выступили члены комиссии. На основе проделанной работы был составлен проект резолюции, в которой отмечено, что современный период характеризуется развитием и совершенствованием форм государственно-общественного управления образованием как одного из важнейших факторов развития новой системы отношений школы и общества, а также механизмом взаимодействия и ответственности между родителями, школой и государством. Мы разработали рекомендации по работе, но чтобы начать эту работу, необходимо было провести мониторинг для выявления существования и деятельности институтов гражданского общества.Комиссия обратилась в Департамент образования с просьбой предоставить такую информацию. В соответствии с поручением руководителя Департамента образования были собраны материалы по окружным управлениям образования, исходя из этого мы смогли сделать кое-какие важные выводы.Южный округ стал лидирующим по созданию и работе управляющих советов. В 2007 году их было 47, в 2008 году – 52, в 2009 году – 159, теперь такие советы есть в 93% образовательных учреждений.В Юго-Западном округе 65% школ имеют советы: в 2007 году из 61 совета 38 были попечительскими, 7 – наблюдательными; в 2008 году советов было 90, в 2009-м – 130, из них 75 – управляющие.В Северном округе из 145 образовательных учреждений советы имеют лишь 9, в Юго-Восточном на 2009 год работали 31 попечительский и 29 управляющих советов, в Северо-Западном округе из 111 школ управляющие советы имеют 87, в Восточном круге из 116 школ управляющие и попечительские советы созданы в 15, но вместе с наблюдательными работают всего 168 советов. В Центральном округе в 135 школах созданы 120 управляющих советов, в Западном округе управляющих советов 4, а попечительских 118, в Северо-Восточном округе 61 управляющий совет, в Зеленограде их 55.Исходя из приведенных цифр можно сказать, что по сравнению с 2007 годом есть значительный рост количества управляющих советов. Если доверять этим цифрам, то управляющие советы все же созданы, пусть и в недостаточном количестве. В данных Департамента образования были приведены ссылки на те документы, на основе которых работают эти советы, в их числе примерное положение о порядке кооптации членов управляющего совета и, конечно же, устав. Но до сегодняшнего дня нет единой правовой базы, которая помогла бы созданию этих советов. А как работать без правовой основы?Исходя из своего опыта работы в управляющем свете (я председатель попечительского и управляющего советов Центра образования уже 6 лет), могу сказать, что для плодотворной работы нормативные документы необходимы, это первое и основополагающее условие. Еще крайне необходима заинтересованность в работе совета администрации учебного заведения и в целом округа. Работа должна идти на основе доверия, ответственности участников образовательного процесса, прозрачности ведения дел в материально-хозяйственной сфере, и конечно, добровольности решений членов управляющего совета. Контролирующие органы должны работать только в рамках созданного законодательства РФ и уважительно относиться к проверяемой организации. А то меня, ратующую за создание управляющих советов, так проверили, заставляя писать объяснительные, что желания работать поубавилось.Процессы развития государственно-общественных форм управления образованием на сегодняшний день не могут быть реализованы в полной мере в силу многих причин. Одна из них (и существенная) – отсутствие разработки единой политики государства в области государственно-общественного управления школьным образованием в Москве. Другая – заинтересованность в этом процессе всех участников – родителей, педагогов, администрации, управленцев городского и окружного уровней.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте