Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Почему это так интересно?! Интеграция основного, дополнительного и профессионального образования на примере предметов естественно-научного цикла

УГ - Москва, №51 от 18 декабря 2018. Читать номер
Автор:

​Отличительной особенностью современного среднего образования в московской школе является его многопрофильность. С каждым годом становится все больше вариантов обучения и учебных программ не только для ребят старших классов, но и начального звена школы.

Это очень положительные тенденции, ведь одной из основных задач обучения в школе является помощь обучающимся в выборе их будущей профессии, приобретение не только теоретических, но и практических навыков, которые пригодятся им в будущем. Но для решения этой задачи недостаточно простого увеличения часов по профильным предметам. Необходима комплексная работа по интеграции основного образования с вне­урочной деятельностью, дополнительным образованием, а также работой, направленной на предпрофессиональную подготовку. В Московской международной школе такая работа ведется уже давно, с каждым годом мы стараемся предоставить нашим обучающимся все больше вариантов и возможностей для развития и реализации их способностей и талантов.Каковы же методы для решения такой непростой задачи? И как увлечь, заинтересовать ребенка в какой-либо области? Давайте рассмотрим данную проблему на примере предметов естественно-научной направленности – биологии, химии и географии.Начнем с занятий в рамках внеурочной деятельности. Основная их цель – расширение и углубление знаний, полученных на уроках, а также выявление круга обучающихся, имеющих интерес к данной области. Круг этот необходимо постоянно расширять, стараться пробуждать заинтересованность в углубленном изучении предмета у большего количества учеников. Еще одной важной задачей является, конечно же, подготовка обучающихся к успешной сдачи государственных экзаменов в формате ГИА и ОГЭ, ибо полноценная работа в данном направлении на основных уроках весьма ограничена временными рамками. Преподаватели кафедры естественно-научных дисциплин стараются предоставить своим ученикам максимально возможное количество возможностей для ознакомления со своими предметами с иной, более глубокой стороны. На занятия регулярно приглашаются различные эксперты, которые делятся с ребятами своим опытом, рассказывают об особенностях своей деятельности и профессии. Например, на занятия по химии регулярно приглашается заслуженный врач РФ Г.А.Сергеев, опытный радиолог. На занятиях по биологии и географии неоднократно выступала О.А.Леонтьева (сотрудник МГУ имени Ломоносова), рассказывая про быт и культуру жителей Полинезии с демонстрацией предметов одежды, труда и других интересных экспонатов. Она же проводила увлекательные прогулки по экологическим маршрутам и тропам в Измайловском лесопарке. В рамках вне­урочной деятельности очень важна не только информативность, но и наглядность материала. По географии проводятся мастер-классы на определение горных пород. По биологии – уроки оказания первой помощи. На уроках химии – различные опыты и нестандартные химические реакции. Наши ученики регулярно участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. Для подготовки к ним помимо подачи теоретического материала осуществляются разнообразные выездные мероприятия: экскурсии в музеи, посещение выставок и мастер-классов. Благо город предоставляет огромные возможности для удовлетворения познавательного интереса в любой области знаний, чем мы, конечно, пользуемся. Кроме того, учителя Московской международной школы приглашают на свои занятия призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников прошлых лет, а также собственных выпускников, добившихся значительных успехов в своих областях. Их опыт, безусловно, очень помогает нашим ребятам в их подготовке.Для обучающихся младших классов очень эффективны игровые методики. Урок-путешествие по странам на географии с элементами ролевой игры, где ребята выступают в качестве капитанов, картографов, зоологов и логистов. В нашей школе проводился КВН, в рамках которого осуществлялись метапредметные связи географии, биологии и даже иностранных языков. Метапредметные связи отрабатывались также на внутришкольном конкурсе «Знатоки Ломоносова», где ребятам пригодилось знание не только химии, биологии и географии, но и истории. К тому же мероприятия такого типа способствуют патриотическому воспитанию школьника. Очень помогают в реализации данных проектов ресурсы Московской электронной школы, в расширении базы которой участвуют и наши учителя.Следующим уровнем являются занятия в рамках дополнительного образования. Здесь основной акцент ставится уже на практической части, приобретении различных навыков и умений, а также подготовке к предпрофессиональным экзаменам для старшеклассников. Внеурочная деятельность помогает в выборе будущей профессии, а дополнительное образование – в подготовке к ней.На кружках по географии ребята приобретают практические навыки в построении плана и карты, занимаются проектной и исследовательской деятельностью, участвуют в различных городских конкурсах. Интересным опытом было участие в международной олимпиаде «Великие реки мира», в рамках которой был разработан экотуристический маршрут по водоемам Москвы и Московской области, за который наша команда получила первое место. В содействии с ВШЭ была разработана программа для учеников 7‑х классов «Планирование летнего отпуска», где ребята примеряют на себе роль своих родителей и составляют летнее путешествие (ищут оптимальный маршрут, покупают билеты и бронируют гостиницы) исходя из размеров семейного бюджета. Для ребят постарше организуются выезды в различные вузы, в том числе и в рамках проекта «Университетские субботы».Важнейшее значение имеют занятия по химии и биологии, так как профессия врача очень востребована. Московская международная школа планирует вступить в проект «Медицинский класс», для чего был создан кружок «Школа будущего врача». Программа курса включает круг вопросов, показывающих проблемы и задачи медицины в человеческом обществе, знакомит со структурой здравоохранения, формами традиционной и нетрадиционной медицины, включает лабораторные работы, самонаблюдения, упражнения, полезные советы, основы первой медицинской помощи при бытовых травмах.В процессе освоения программы курса обучающиеся знакомятся с разнообразными учебными заведениями, в которых можно получить медицинское образование. Также предусматривается выполнение практических работ, которые позволяют углубить и расширить знания учащихся в области общей и возрастной физиологии, психологии, гигиены. Успешному решению задач курса способствует организация встреч с медицинскими работниками, студентами и выпускниками школы из профильных медицинских вузов.В итоге ребята успешно участвуют в конкурсах, таких как «Старт в медицину», выступают на конференциях, сдают предпрофессиональные экзамены, за что получают дополнительные баллы при поступлении в вузы, например Сеченовский университет. Так же ребята принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства, таких как JuniorSkills, по самым различным направлениям, например по лабораторному химическому анализу.В итоге мы имеем единую, интегрированную структуру общего многопрофильного образования, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Наши выпускники не только успешно поступают в те вузы, которые они осознанно выбрали, но и имеют первичную профессиональную подготовку, знают, что их будет ожидать в будущей профессии.Андрей ЛЬВОВ, учитель географии, заведующий кафедрой естественно-научных дисциплин Московской международной школы


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту