«Что сделать, чтобы учиться в школе было интересно?» Такой анонимный опрос я провела среди старшеклассников Великого Новгорода. Что заставляет подростка с радостью просыпаться утром будничного дня, с удовольствием переступать порог своей школы и без усталости переносить долгий учебный день? Рецепты счастливого пребывания в школе совместно разрабатывали новгородские ученики…
Со многими мнениями высказавшихся на эту тему можно согласиться Добавим еще одно – для того, чтобы в школе было интересно учиться, нужно не только ожидать изменений от других, но и меняться самому Может быть, пересмотреть свой домашний режим? Спросить самого себя: не много ли времени я «сижу в интернете», оставляя на поздний вечер сложные домашние задания, а то и скачивая ответы на них из сети? Думаю ли я о своем будущем и планирую ли после школы поступление в вуз или колледж? Какие предметы мне нужно изучать для этого более тщательно? Как я веду себя на уроке – слушаю рассказ учителя или «прохожу уровни» в компьютерной игре на телефоне? Ведь главный человек, от которого зависит моя успешная учеба и вся моя жизнь – это я сам
Дмитрий П., 11 класс: «Чтобы в школе было интересно учиться, нужно больше вводить практических, познавательных занятий. Это предложение касается не только физики, химии, на которых традиционно проводятся лабораторные работы. Почему бы ближе к практике не сделать уроки математики, например? Показать соответствующие интересные фильмы. Придумать примеры и задачи на случаи, которые происходят в реальной жизни. Ведь интересно не то, что абстрактно, а то, что конкретно, что ученик понимает, чем он может воспользоваться».
Ирина К., 7 класс: «Чтобы интересно было в школе, нужно разгружать детей на перемене. Каждая перемена должна быть по 30 минут, а не только большая. И во время перемен нужно разрешать детям выходить на улицу. Нам почему-то не разрешают. Пусть дети бегают на переменках! А зимой, когда выходят на улицу, катаются возле школы на катке. Ну, конечно, тогда возле каждой школы надо построить каток».
Мария Л., 10 класс: «Интересно и комфортно в школе каждому конкретному человеку тогда, когда лично его признают и уважают. У каждого ведь есть хоть какие-то достижения, что-то, что ему удается. Пусть какая-нибудь девочка на уроках математики не самая лучшая ученица, но она, например, отлично шьет, и ее надо хвалить на уроках технологии. Сейчас, мне кажется, проблема российских школ в том, что успех ребенка – его личное дело. За достижения похвалит только мама или папа, да и то не всегда. Они работают, им некогда. Если нет двоек в дневнике, то с сыном или дочкой можно об учебе и не говорить, не вникать в его проблемы. А наши учителя уже не хвалят даже отличников. Им тоже некогда. Они заняты оформлением разных бумаг, проведением отчетных мероприятий. Теперь вот наша классная руководительница должна еще и электронные дневники для нас заполнять. У учителей нет времени обратить на нас внимание, им бы урок провести хорошо. А на этом уроке почти никого и не спрашивают. Если ребенок что-то не понял, это выясняется только на контрольной. Мне мама рассказывала, что раньше, когда она училась в школе, учителя оставались после уроков с ребятами, которые отстают, и занимались с ними бесплатно. И еще были пионеры, и те пионеры, которые учились на «отлично», должны были тоже бесплатно помогать двоечникам в своем классе. А теперь надежда только на репетитора. И плохо ты учишься или хорошо, учителей и твоих одноклассников не очень-то волнует. Это твое личное дело. Каждый сам за себя».
Михаил С., 11 класс: «Я считаю, что для того, чтобы идти в школу с удовольствием, человек должен чувствовать себя среди одноклассников комфортно. Чтобы люди приходили в школу не только учиться, но и общаться с друзьями. Для этого учеников в классе должна объединять не только учеба, но и совместные мероприятия. Посещение кинотеатров, туристические походы. Учителя с нами в такие походы почти не ездят. А самим нам объединяться лень, наверное. Если я такое предложу в классе – меня не поймут».
Елена Д., 8 класс: «Чтобы в школе было интересно, учителя должны быть ближе к ученикам. У нас есть учителя, к которым страшно подойти и спросить их о чем-то, если не понял урок. Одна такая учительница всегда смотрит на нас свысока и говорит удивленно: «Ну неужели ты это не понимаешь?!! Это же и так ясно!!!» И ты чувствуешь себя полным идиотом. Но ведь это ей ясно, она профессионал. А нам нужно объяснять, а не презирать за незнание. Из-за такого отношения возникают пробелы в знаниях, и уроки становятся неинтересными. Ведь интересно в первую очередь, когда ты все понимаешь и чувствуешь себя успешным».
Ответы старшеклассников оценивала опытный педагог Любовь Александровна Павлова, директор Ермолинской школы из деревни Ермолино Новгородского района Новгородской области:
– Я во многом согласна со всеми высказавшимися учениками. Необходимо менять школьную среду, в которой ребенок находится, чтобы ему было интересно.
То, что мы сейчас переходим на новые федеральные государственные образовательные стандарты, на мой взгляд, может помочь в достижении этой цели. При переходе на новые ФГОСы и кабинеты по-другому оснащаются, и учебники совершенно по-другому строятся. И в них как раз заложена большая практическая направленность деятельности ребенка. Внеклассная работа учителей теперь оплачивается, учителя должны к ней отнестись с энтузиазмом. У нас в районе в нынешнем учебном году в переходе на новые ФГОСы участвуют не только ученики начальной школы, но и в порядке эксперимента пятые классы в трех школах.
Пятиклассники во второй половине дня будут посещать различные клубы, секции по интересам, экскурсии, лекции и так далее. И это направление связано именно с тем, чтобы каждый ребенок мог себя проявить не только в каком-то учебном предмете или предметах, но и в любом другом виде деятельности, где он будет успешен. Я согласна с тем, что нужно хвалить каждого ребенка за его достижения. У нас в школе, например, поощряются не только отличники. У нас существуют конкурсы «Ученик года», «Спортивный класс года», «Спортсмен года». Не каждому дано быть, например, математиком, и не нужно всех поголовно ориентировать в вуз после окончания школы. Ориентир должен быть на другое – дать возможность каждому ребенку найти самого себя, развиться в том, к чему у него есть интерес. И для успешного достижения этой цели должны совпасть три компонента. Мотивация к учебе у ребенка будет поддерживаться, если мы организуем творческий союз трех сил – учителей, родителей и самого ученика.
Фото c ресурса – http://tr.fotolia.com/id/24695897
P.S. от автора
Со многими мнениями высказавшихся на эту тему можно согласиться. Добавим еще одно – для того, чтобы в школе было интересно учиться, нужно не только ожидать изменений от других, но и меняться самому. Может быть, пересмотреть свой домашний режим? Спросить самого себя: не много ли времени я «сижу в интернете», оставляя на поздний вечер сложные домашние задания, а то и скачивая ответы на них из сети? Думаю ли я о своем будущем и планирую ли после школы поступление в вуз или колледж? Какие предметы мне нужно изучать для этого более тщательно? Как я веду себя на уроке – слушаю рассказ учителя или «прохожу уровни» в компьютерной игре на телефоне? Ведь главный человек, от которого зависит моя успешная учеба и вся моя жизнь – это я сам.
Комментарии