search
main
0

Почему британцы не умеют читать

Британская система образования дала сбой. Причем трещина прошла прямо под фундаментом «здания». Потому что, как выясняется нынче, все последние 20 лет британцев неправильно обучали основам основ грамоты – чтению.

К такому выводу пришли исследователи, проводившие проверку способности к чтению у учащихся начальных школ Англии. Возглавил это исследование бывший главный инспектор начальных школ страны Джим Роуз. Согласно опубликованному на днях отчету комиссии Роуза, каждый третий ученик начальной школы не владеет в достаточной степени навыками чтения.

Это открытие так поразило жителей Альбиона, что несколько ведущих газет страны посвятили этой проблеме свои передовые статьи. Так, в первополосном материале, озаглавленном «На ошибках учатся», «Дейли телеграф» написала о том, что два десятилетия назад британские учителя отвергли старую, испытанную веками методику обучения чтению, вызвав тем самым величайшую катастрофу в системе образования. И хотя новая система обучения приносила все эти годы неопровержимые доказательства своей порочности, школа упорствовала в «ереси» и отказывалась вернуться к старому доброму методу. Это, по мнению «Дейли телеграф», привело к тому, что 20 миллионов школьников упустили шанс преуспеть в жизни.

В свою очередь британская газета «Таймс» напомнила в своей редакционной статье, что образование как раз-таки и начинается с чтения. И те, кто не овладел в совершенстве искусством чтения, никогда не смогут реализовать свой потенциал.

Но что же, собственно, поменяли в Британии 20 лет назад? В начале 80-х здешнее министерство образования позволило учителям заменить старую, «фонетическую» систему обучения, когда каждое слово разбиралось вначале по буквам и по слогам, на так называемый метод целого слова. Этот метод требовал от ребенка определить, что это за слово «на вид», иначе говоря, запомнить и опознать его посредством зрительной памяти. Сторонники этой новой методики уверяли, что метод «целого слова» превращает обучение из нудной работы в занимательную игру. К сожалению, как пишет «Таймс», результатом такой «игры» является серьезное отставание школьников. «Дети должны учиться чтению как можно быстрее, иначе они не в состоянии в полной мере осваивать другие предметы, – утверждается в статье «Таймс». – Когда же дети разбивают слова на составляющие звуки, они не возвращаются в викторианскую эру обучения, напротив, это вводит их в новый мир знаний».

Преимущество фонетической системы обучения чтению перед методикой «целого слова» было доказано и в ходе эксперимента, длившегося на протяжении семи лет в Клакманнаншире. Те дети, которые учились по старинке читать по буквам и по слогам, оставили далеко позади своих сверстников, обучавшихся по «передовому» методу.

К чести британской школы надо признать, что едва тайное стало явным – едва выползли на свет столь очевидные ошибки и просчеты методики обучения, как руководство министерства образования Британии тотчас же заявило, что никаких проблем с возвратом к более эффективной методике обучения чтению нет. Это означает, что уже с сентября нового учебного года школы смогут вновь взять на вооружение фонетический метод чтения.

«Мы не достигли достаточно больших успехов, – честно признала министр образования Руфь Келли. – Мы должны работать над улучшением наших результатов по чтению».

Что ж, это хорошо, когда не только ученики, но и учителя, и министры готовы делать работу над ошибками. Это, наверное, самый верный и надежный путь к успеху.

Лондон

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте