Британская система образования дала сбой. Причем трещина прошла прямо под фундаментом «здания». Потому что, как выясняется нынче, все последние 20 лет британцев неправильно обучали основам основ грамоты – чтению.
К такому выводу пришли исследователи, проводившие проверку способности к чтению у учащихся начальных школ Англии. Возглавил это исследование бывший главный инспектор начальных школ страны Джим Роуз. Согласно опубликованному на днях отчету комиссии Роуза, каждый третий ученик начальной школы не владеет в достаточной степени навыками чтения.
Это открытие так поразило жителей Альбиона, что несколько ведущих газет страны посвятили этой проблеме свои передовые статьи. Так, в первополосном материале, озаглавленном «На ошибках учатся», «Дейли телеграф» написала о том, что два десятилетия назад британские учителя отвергли старую, испытанную веками методику обучения чтению, вызвав тем самым величайшую катастрофу в системе образования. И хотя новая система обучения приносила все эти годы неопровержимые доказательства своей порочности, школа упорствовала в «ереси» и отказывалась вернуться к старому доброму методу. Это, по мнению «Дейли телеграф», привело к тому, что 20 миллионов школьников упустили шанс преуспеть в жизни.
В свою очередь британская газета «Таймс» напомнила в своей редакционной статье, что образование как раз-таки и начинается с чтения. И те, кто не овладел в совершенстве искусством чтения, никогда не смогут реализовать свой потенциал.
Но что же, собственно, поменяли в Британии 20 лет назад? В начале 80-х здешнее министерство образования позволило учителям заменить старую, «фонетическую» систему обучения, когда каждое слово разбиралось вначале по буквам и по слогам, на так называемый метод целого слова. Этот метод требовал от ребенка определить, что это за слово «на вид», иначе говоря, запомнить и опознать его посредством зрительной памяти. Сторонники этой новой методики уверяли, что метод «целого слова» превращает обучение из нудной работы в занимательную игру. К сожалению, как пишет «Таймс», результатом такой «игры» является серьезное отставание школьников. «Дети должны учиться чтению как можно быстрее, иначе они не в состоянии в полной мере осваивать другие предметы, – утверждается в статье «Таймс». – Когда же дети разбивают слова на составляющие звуки, они не возвращаются в викторианскую эру обучения, напротив, это вводит их в новый мир знаний».
Преимущество фонетической системы обучения чтению перед методикой «целого слова» было доказано и в ходе эксперимента, длившегося на протяжении семи лет в Клакманнаншире. Те дети, которые учились по старинке читать по буквам и по слогам, оставили далеко позади своих сверстников, обучавшихся по «передовому» методу.
К чести британской школы надо признать, что едва тайное стало явным – едва выползли на свет столь очевидные ошибки и просчеты методики обучения, как руководство министерства образования Британии тотчас же заявило, что никаких проблем с возвратом к более эффективной методике обучения чтению нет. Это означает, что уже с сентября нового учебного года школы смогут вновь взять на вооружение фонетический метод чтения.
«Мы не достигли достаточно больших успехов, – честно признала министр образования Руфь Келли. – Мы должны работать над улучшением наших результатов по чтению».
Что ж, это хорошо, когда не только ученики, но и учителя, и министры готовы делать работу над ошибками. Это, наверное, самый верный и надежный путь к успеху.
Лондон
Комментарии