«Научный человек есть продолжение художественного», – когда-то сказал И.Кант, и, кажется, точно про Алексея Алексеевича СИМУТКИНА. Согласитесь, должность учителя технологии в русской классической гимназии №2 г. Томска требует от человека особого подхода к преподаванию. Художественный труд и технологию Алексей Алексеевич, инженер-технолог по образованию, ведет по собственной программе «Музыка для души», раскрывая секреты инкрустации соломки.
В каждом ребенке спит Творец и Разрушитель.Весь вопрос в том, кого вы разбудите…(Размышления на досуге)
В помощь юным гуманитариям Алексей Симуткин вместе с преподавателями математики разработал курс «Золотое сечение», в котором геометрия и алгебра сочетаются с культурными ценностями, создал программу «Театр плюс предмет». Алексей Алексеевич увлекается поэзией, садоводством, пишет музыку и руководит школьной театральной студией «Авось».
После службы в армии ноги носили меня между двумя институтами: педагогическим и политехническим. И все-таки – «политех» и пять лет руководства педагогическим отрядом «Гренада». Научная работа, изобретения, диплом инженера, работа на кафедре, рекомендация в аспирантуру. Железо оживало под моими руками, но интерес к технике прошел резко, будто и не было. Отпуская меня в гимназию, мой научный руководитель сказал: «Ты сам выбрал себе дорогу, все правильно, к детям надо приходить осмысленно, чтобы остаться с ними навсегда».
В педагогической среде мне пришлось столкнуться со многими «почему»? Почему учитель должен считать своим долгом передать свои знания ученику, уберечь ребенка от ошибок? Почему ученику постоянно напоминают о его первейшем долге – учебе? Представляете, в 7 лет, в первом классе, он уже должник!
Первый контакт с детьми я нашел через гитару, имея в своем арсенале массу бардовских песен. «Романтика дорог» помогла мне найти единомышленников. Я пел, концертировал, разучивал, мне было интересно, я начинал чувствовать свою востребованность, желание, что нетождественно, обязанности.
Как-то моя ученица принесла свои стихи. Почему мне? А я не спрашивал, просто прочитал и понял – мы работаем на одной волне. Я не ставлю отметку – она пугает, а в ответ делюсь своими стихами: дарю, посвящаю, прошу выступить в своих творческих программах. Убежден, только диалог «сердце + сердце» помогает мне восполнять эмоциональный, а значит и энергетический поток.
Воспитанный студенческими агитбригадами, я не мог обойти КВН. Это синтез искусств, свой мир и непознанная Вселенная. Но сколько пошлости и грязи окружает это явление! «Шутка должна быть умной», – прозвучало в ответе корреспонденту от одного из моих учеников. Желающих играть в команде я не ищу, они меня сами находят, а разве их ведет долг? Ответ, что для них КВН, дали дети:
Университет познания,
Даже школа выживания,
Мудрости и вдохновенья карнавал…
Само собой получилось, что я стал одним из режиссеров гимназической театральной студии «Авось». Детская мечта играть в настоящем театре реализовалась. Интерес – вот ключик, даже не к сердцу, к личности. А еще театр для меня – это бесконечное удивление, я начинаю видеть другого ребенка – объемного, цельного.
Желание и терпение позволяют раскрасить серую массу артистов в ярких, переживающих, сочувствующих и воспитанных людей. Не артистов приходится искать режиссеру, а роли для них, конкретных и талантливых. И этот поиск бесконечен. Бесталанных детей нет – убежден.
Бесконечно уважаю тех, кто умеет работать руками, и не терплю болтунов. «Делай, как я, и делай лучше меня!» – говорю ученикам и передаю им свое ремесло. Аппликация соломкой – удивительный мир, эмоционально безграничный, как сама природа! Золотой колос наливается целое лето, зерна – это будущий хлеб. Солома остается на земле, а ведь это золото, которое валяется под ногами. Двадцать лет назад Бог сказал мне: «Подними его…». Я поднял, и теперь учу поднимать других.
И снова те самые «почему». Возможно, они возникли оттого, что я до сих пор считаю себя педагогом-любителем. У Л.П.Масловой в «Педагогике искусства» есть интересная мысль: «Где граница между профессионализмом и любительством? А может, первому не суждено состояться без второго?»
Обучение должно доставлять удовольствие. Если этого нет, то пора менять профессию. Назваться Учителем можно, но пусть это сделает ваш ученик…
Комментарии