Тема нагрузки классного руководителя, поднятая в «УГ» от 12 декабря, весьма актуальна.
Дмитрий ПАЛАГИН, учитель русского языка и литературы школы №14, Сергиев Посад, Московская область:
– Вне всякого сомнения, любой вид деятельности в школе должен быть максимально четко регламентирован. Классное руководство в особенности. На данный момент в целом вроде есть список обязанностей классного руководителя (они годами не меняются): контроль успеваемости и посещаемости, работа с семьями учащихся, ведение классной документации. Но на деле все сложнее.
Возьмем организацию участия детей во всевозможных конкурсах и олимпиадах. Мне кажется, что логичнее было бы этим заниматься учителям-предметникам. Или же мониторинг социальных сетей (оговорюсь, в моей школе в настоящее время этого не требуют). Изначально это непродуктивно, потому что значительная часть подростков регистрируются там неофициально, ставя вместо своей фамилии ник, вместо фото – аватарку. Как классный руководитель может найти в этом наборе символов и беспорядочных записей своего ученика и понять его психологическое состояние?
На мой взгляд, не мешало бы четко разделить зоны ответственности: в школе за жизнь и здоровье ученика отвечает классный руководитель, за ее стенами – родители. Это логично. Сейчас нет практики посещения семей (кстати, официального права вторгаться на чужую территорию у педагогов никогда не было, это дело надзорных органов). Да и родители нередко в беседе с классным руководителем говорят, что его дело – учить, не более. Но, если с ребенком что-то случилось во внеурочное время, классный руководитель обязан писать объяснительные, доказывать, что проводился классный час, инструктаж по поводу поведения на льду, на дорогах, на улице и т. д. И при возникновении критичной ситуации он все равно может получить выговор и даже быть уволен. Это явно не добавляет мотивации быть классным руководителем.
А главное – так и не решен вопрос: школа преимущественно учит или воспитывает? Воспитательная деятельность вроде как заявлена, но на деле все несколько сложнее.
Было бы замечательно, если бы появился четкий документ без разночтений и примечаний, который бы позволил качественно и уверенно выполнять непростые обязанности классного руководителя.
Елена СЕРГЕЕВА, учитель, Великий Новгород:
– На мой взгляд, классному руководителю надо дать свободу в выборе мероприятий для своего класса. Ведь все дети разные, различны школы и особенности регионов. Давайте спросим себя: для чего работает классный руководитель – для отчетов или чтобы воспитывать детей и создавать уникальный дружный коллектив? Я считаю, нужно установить общее обязательное число часов на мероприятия классного руководителя. А выбор таких мероприятий пусть будет максимально свободным. Например, у нас в Великом Новгороде проводилась историческая реконструкция по событиям периода Великой Отечественной войны, и мы с ребятами решили в ней участвовать. А кому-то больше подойдут тихие литературные вечера с музыкой или работа с подшефным детским садом. Инициатива должна исходить от детского коллектива. Только тогда она ценна и эффективна. А регламент эту инициативу погубит! Бумажная и электронная отчетность для классного руководителя должна быть сведена к минимуму.
Валерия БАЛТАЧЕВА, учитель истории школы «Гармония», Ижевск, Удмуртская Республика:
– Даже если четко определить обязанности классного руководителя (как и учителя в целом), невозможно существовать исключительно в этих рамках. Такая специфика, сложно отделить работу от жизни. Не у всех это получается, но это уже дело самого учителя – его выбор, умение и готовность четко определить границы в общении с родителями, администрацией, детьми (например, даже время и место общения). Это можно сделать, не нарушая обязанностей. Лишнее – ответственность классного руководителя за всевозможные ЧП, которые случаются с детьми вне школы. Возможно, мне повезло, у нас нет таких перегибов, да и с родителями чаще всего удается договориться. Хотя это становится делать все сложнее.
Комментарии