search
main
Топ 10
Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года К юбилею Константина Ушинского: о дате рождения известного педагога рассказали в РАО Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Астраханский школьник изобрел систему учета посещаемости Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество Столичные одиннадцатиклассники напишут пробный ЕГЭ по профильной математике Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей Учительница с учеником подрались в школе под Красноярском
0

Побеждать себя, а не других. Урок в 11-м классе на тему «Межнациональные конфликты в современном мире»

Цель: помочь подросткам понять причины и последствия межнациональных конфликтов в современном мире.

Формируемые компетенции:

называть причины межнациональных конфликтов;

приводить примеры межнациональных конфликтов;

оценивать проблему межнациональных конфликтов, моделировать ее;

последствия с точки зрения перспектив развития человечества;

предлагать пути решения межнациональных конфликтов.

Ход урока

Введение в проблему. Задание: сравните две ситуации.

Первая ситуация – притча: встречает как-то человек из одного племени волшебника, и волшебник ему говорит: «Я дам тебе все, что пожелаешь, но у твоего врага, человека из другого племени, будет все то же самое, но в два раза больше». И человек из племени отвечает волшебнику: «Выколи мне глаз».

Вторая ситуация из истории: «Эпизод между запорожцами и крымскими татарами, произошедший в XVII веке: надо ли напоминать, что время было кровавое, и крымские татары не раз обрушивали сокрушительные удары по землям Украины, и запорожские казаки наносили удары по крымцам. Особенно прославился такими ударами атаман запорожского войска Иван Сирко. Немало побед одержал он и над турками. Его именем татары унимали плачущих детей. Но вот на Крым обрушивается чума. Она косит людей, не разбирая пола и возраста. И Сирко с согласия казаков отводит крымским татарам земли для переселения, свободные от заразы. Удивленный гетман Украины Иван Самойлович отправляет Сирко возмущенное письмо – зачем тот отдает наследственному недругу казачьи территории? А Сирко ответил словами о жалости к невинным и несчастным: «В татарских кошах чума. Дети, женщины падают в траву и умирают там. Дадим им вольные воды и чистые земли. Будем же людьми, гетман!»

Вопросы для обсуждения:

1) Какая проблема рассматривается в данных ситуациях?

2) Есть ли различия между первой и второй ситуацией, если да, то в чем она проявляется?

3) Сформулируйте основную проблему урока (проблема межнациональных отношений).

Формулируется тема урока и основные вопросы:

Причины межнациональных конфликтов.

Пути преодоления межнациональных конфликтов.

Принципы отношений между народами и нациями в современном мире.

Третья ситуация: «Армяно-азербайджанский конфликт конца 80-х – начала 90-х гг. XX века. Армяне бежали от азербайджанцев, азербайджанцы – от армян, они шли тайными горными тропами, поддерживая стариков, баюкая детей. И вдруг случилось невероятное: на одном из извилистых поворотов узкой тропы два потока столкнулись. Что произошло? Убийство? Крики сброшенных в пропасть?..» Предположите дальнейшее развитие событий.

Реальное разрешение ситуации: несколько секунд люди стояли и смотрели друг на друга, а потом, рыдая, бросились в объятия друг друга, выкрикивая имена друг друга, знакомых, родственников. А потом каждый поток пошел в свою сторону.

Вопросы: 1) О чем говорит данная ситуация? (Народ воевать не хочет.)

2) Тогда почему проблема межнациональных конфликтов сегодня является одной из наиболее острых?

Задание: перечислите межнациональные конфликты с конца 80-х до наших дней (можно отметить на политической карте мира географию межнациональных конфликтов).

Задание: сделайте выводы из полученного результата, которые наглядно представлены на карте. Возможные ответы учащихся: межнациональные конфликты – неизбежный спутник цивилизации, во многих конфликтах проявляется глобальная проблема противостояния стран «Севера» и «Юга».

Задание: мозговой штурм в творческих группах по 4 человека. Предположите, что, на ваш взгляд, является причиной межнациональных конфликтов. Приведите конкретные примеры из истории и современности.

Ущемление прав народа при распределении жизненных благ (власти, денег, ресурсов, привилегий и т. п.). Положение русских в прибалтийских государствах.

Негативная реакция народа на проводимую властями дискриминационную политику в отношении конкретного этноса. Депортация народов в СССР в сталинский период – предпосылка к началу чеченской войны.

Территориальный вопрос. Израиль и Палестина.

Бытовые и расовые предрассудки.

Конфликты, в основе которых лежат религиозные причины. Шииты и сунниты в Ираке.

Конфликты, вызванные действиями отдельных политиков, политических партий и организаций. Война и распад Югославии.

Задание: составьте типичные ситуации, провоцирующие конфликты между народами, представьте их классу. Учащиеся должны определить, о какой причине идет речь.

Причины преодоления межнациональных конфликтов.

Вопрос: В чем опасность межнациональных конфликтов?

Задание: подготовить в группах программу преодоления межнациональных конфликтов, выделив основные пути их преодоления.

Группы представляют свои творческие задания, которые оцениваются другими группами по критериям: реалистичность предложенных вариантов решения проблем; гуманистический характер предложенных мер; логичность, точность, обоснованность предложенных мер.

Задание: слушая выступления групп, каждый в тетради фиксирует принципы, которые, по его мнению, должны лежать в основе отношений между народами в современном мире (избегать насилия в решении межнациональных вопросов, гуманизм, поиск компромиссов, развитие демократии, правовых начал в отношении между народами, уважение к представителям другой национальности, религии, культуре другого народа, милосердие).

Домашнее задание: сравнить свои записи в тетради (выводы) с принципами, изложенными в Конституции РФ и в национальной доктрине России.

Автор уроков Оксана ЦВЕТКОВА, учитель истории и обществознания гимназии №33, Кострома

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте